Тоня Самсонова
август 2017.
51322

Правда, что размер зарплаты учителя зависит от оценок, которые он ставит ученикам?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
6
9 ответов
Поделиться

Такая ситуация действительно возможна при некоторых условиях. Но при этом она маловероятна, потому что никому не нужна.

Для начала надо разобраться, из чего именно складывается зарплата учителя. Если очень сильно упрощать, то есть чистый оклад, плюс дополнительные надбавки -- за стаж, разряд, наличие разного рода наград, плюс довольно мизерная доплата за классное руководство и тд. Чистый оклад может составлять только половину итоговой зарплаты, а то и меньше.

При этом надо понимать, что надбавки тоже распределяются неравномерно. Критерии выплаты некоторых из них четко прописаны в договоре, министерских приказах и так далее. А часть -- распределяется директором школы из зарплатного фонда школы. Конечно, за раздачей пряников должен следить родительский комитет и совет школы, но на практики решение часто принимается единолично. А так как люди не идеальны, то у каких-то директоров наверняка есть "любимчики", которые необоснованно получают куда больше своих коллег (про интриги в школьных коллективах можно написать не один производственный роман и снять не один фильм).

Поэтому теоретически, директор может поставить такое условие и распределять учителям надбавки в зависимости от оценок учеников. На практике, такая мысль придет в голову только не очень умному человеку. Естественно, учителя, поставленные в такое положение, начнут завышать оценки -- откровенным двоечникам ставить тройки, троечников превратят в хорошистов и так далее. Дневники и классные журналы будут очень красиво выглядеть, администрация школы и родители всем довольны. Но только до тех пор, пока дети не закончат школу -- потому что в девятом классе им придется сдавать ГИА, а в одиннадцатом -- ЕГЭ. Но если учителя будут так завышать оценки, ЕГЭ ученикам, скорее всего, не грозит -- они завалят ГИА, не смогут поступить в десятый класс и пойдут в колледж.

И ГИА, и ЕГЭ были придуманы в том числе для того, чтобы выстроить систему независимой проверки знаний учеников. Как регулярно повторяют чиновники Минобрнауки всех уровней, "работу слесаря проверяет заказчик, работу тренера оценивает судья, и только учитель сначала сам учит ребенка, а потом ставит оценку своей работе". Если в школе выстроена система завышения оценок, то на этих независимых экзаменах ученики внезапно получат тройки и двойки. И тогда к директору придут разъяренные родители, а потом и проверяющие (неизвестно, что хуже).

Остается добавить, что такая система сложилась не так уж давно. Еще несколько лет назад результаты ЕГЭ использовались как индикатор оценки работы учителей, директоров школ и дальше вплоть до губернаторов. Да-да, в президентских критериях оценки работы губернатора был и пункт "количество школьников, не сдавших ЕГЭ" (ну или наоборот, не помню). Точно так же региональные образовательные власти могли уволить директора школы, где плохо сдали ЕГЭ, а директор -- учителя. Во многом, именно эта система приводила к массовым нарушениям во время ЕГЭ -- никому не хотелось терять работу, поэтому учителя помогали детям списывать, а власти региона закрывали на это глаза.

В прошлом, кажется, году Минобрнауки добилось того, чтобы губернаторский критерий был заменен на "количество школьников, посещающих занятия во вторую и третью смену" -- это должно мотивировать власти региона строить больше школ. Ну и одновременно строго запретили региональным министерствам оценивать школы по ЕГЭ, потому что бывают такие районы даже в больших городах, где тройка по русскому языку -- это отличный результат и для ученика, и для учителя.

Понятно, что не везде эти рекомендации услышаны, но факт остается фактом -- школе просто невыгодно завышать промежуточные оценки в дневнике, потому что это все может всплыть на ЕГЭ.

Под конец добавлю, что в частных школах может быть несколько иная ситуация. Я слышал много историй о существовании настолько элитных и дорогих школ, что с детей там все пылинки сдувают и ставят только хорошие оценки, чтобы не расстраивать богатых родителей. Сам я подобных школ не видел, но вполне допускаю, что в "эпоху первоначального накопления капитала" такое могло быть. Сейчас, мне кажется, российские бизнесмены и высокопоставленные госслужащие уже поняли необходимость хорошего образования, поэтому куда попало наследников не отдадут.

У нас есть оклад,который зависит от количества часов,и надбавка. Два раза в год мы заполняем таблицу для надбавки, состоящую из ~20 пунктов. И только один пункт посвящен ученикам, усвоившим программу на '4 и 5'. Остальные пункты по участию учеников и учителей в конференциях,конкурсах, публикации работ, работе с неуспевающими, работе со школьной отчетностью. Таким образом дети с 4 и 5-ми дадут около 100 руб.

Я тоже учитель, у нас так. Прямой зависимости нет, есть система и я о ней сейчас расскажу не стесняясь и в цифрах, ибо накипело. Есть оклад - это около 6 тысяч. дальше идут всякие проценты за количество часов. У меня их 19. Дальше идут всякие надбавки, например, за проверку тетрадей - что-то около тысячи с хвостиком. У меня на этом формирование оклада заканчивается. У бывалых преподавателей бывают еще надбавки за всякие статьи, участие в конкурсах, курирование новичков (мой наставник получает за это деньги), классное руководство - тоже тысяча с хвостиком. Дальше идет веселье со стимулирующими картами. Это такая штука в конце четверти, где вы высчитываете свои заслуги и ставите сами себе баллы. В том числе и за абсолютную успеваемость - отсутствие двоек за четверть, сколько троек тоже учитывается. Пользуетесь ли вы электронным журналом, доп.материалами, техникой, типа интерактивной доски, нет ли травм у ваших подопечных... И в том числе, есть ли на вас жалобы - это уже вы не знаете, сама администрация убирает или начисляет баллы. В итоге, один балл стоит какое-то количество рублей. И сколько баллов вы наберете, столько и будет надбавка к зп. Но получилось весьма любопытно, ибо фонд у школы на стимулирующие карты один. И поэтому, чем больше по школе баллов, тем меньше эти баллы стоят. В итоге, начав работу в сентябре, получив зп за сентябрь в октябре и вторую зп за октябрь уже в ноябре, после окончания четверти и заполнения карты, я была в шоке. Мой оклад за сентябрь (без мелких подробностей и округляя) около 14. Мой оклад за октябрь - чуть дотянул до 12. А, и еще выяснилось, что на каникулах стоимость работы учителя резко падает, т.е. каникулы? Значит ты должен меньше есть! Получи меньшую оплату за свою отсидку в школе на совещаниях. Мне сказали учителя, что в мае этого года один балл стоил 28 рублей - а баллов у всех было много, итоги контрольных, олимпиад, ЕГЭ и ОГЭ. А в итоге народ оказался в минусе. В общем, я слышала мельком в учительской, как народ возмущался, мол какой-то министр докладывал президенту, что средняя зп по России у учителей - около 70 тысяч. Вранье. Моя зп - это позор. И не важно, что у меня 19 уроков в неделю - добавьте 2 часа в день на проверку тетрадей и самостоятельных, еще около 2-3х часов на планирование урока (ну может это я такая, пардон, долбанутая, но я люблю, чтобы у меня был четкий план и обязательно какое-нибудь занимательное задание, которое не так просто найти или придумать, а чаще всего я их придумываю. А еще карточки сама делаю. И презентации. И диктанты иногда сама сочиняю. И распечатки за свой счет делаю.). Звонки от родителей - последний раз я говорила с одной мамочкой 40 минут. Заполнение электронного журнала, программа которого сделана на коленке - он постоянно виснет и глючит. Совершенно нормальная ситуация: я выставила оценки за четверть, а в программе произошел сбой и у некоторых моих учеников оценка за четверть сама собой оказалась двойка. Это норма. Жалобы от родителей по поводу одежды учителей - отдельная тема. С зп в 12 тысяч я должна, оказывается, за один день поменять свой гардероб. При том, что я одеваюсь в школу очень скромно, никаких вырезов, прозрачных блузок и коротких юбок. В общем, я бы уже уволилась, ибо меня все достали - дети вроде любят, но на уроках шумно, не работают и не пишут ("Почему не пишешь?" "Так в интернете все есть!"). Но меня не хотят отпускать, потому что работать некому. Да и мне, честно говоря, даже эти жалкие гроши пока нужны. А без опыта работы никуда больше не берут. Вот так и живем мы, учителя, профессия благородных и нищих.  

Показать ещё 6 ответов
Ответить