Maria Pavlova
декабрь 2015.
332

Почему дизайн книжных обложек часто так уродлив?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
2 ответа
Поделиться

Вид книжной обложки зависит чаще не от того, из какого места растут руки дизайнера, а от потенциального читательского адреса. Как и с другими вещами, дизайн обложки заключается не в просто "сделать красиво", а сделать так, чтобы покупали — анализируется читательский адрес, который наиболее будет заинтересован в той или иной литературе (и уже опираясь на образ читателя создается дизайн). 

Зачастую "уродливый" дизайн имеют книги массового характера, потенциальный читатель которых явно не утонченный эстет, а среднестатистический обыватель, которого красота обложки не особо-то и интересует. Ему важнее цена (посмотрите на бумагу дешевых бульварных романов и детективов — это одно из составляющих низкой цены) и содержание, которое приходится зачастую передавать через обложу (даже не аннотацию, ибо ее читают не все). Яркий пример: Донцова, с ее вульгарными мягкими обложками, неприятной бумагой, интересна больше домохозяйкам, простым таким женщинам, которым не хватает в жизни перчинки и романтики, они готовы до дыр зачитывать предсказуемые сюжеты детективов (и они даже не будут задумываться о схожести историй и всякий раз будут гадать, кто же убийца). Естественно, взгляд такой читательницы скорее зацепится за что-то пестрое, где будет изображена красивая девушка с какими-нибудь загадочными атрибутами сыщика или киллера, либо в объятии смуглого красавца — сразу понятно, о чем пойдет речь в такой книге, а тут еще и удобный сумочный формат, и цена такая приятная, пора на кассу.

Конечно, дизайнеры могли бы попытаться пропагандировать эстетику книжного дизайна, делать что-то визуально приятное, трендовое, но адрес у таких книг был бы узким, из-за чего выгоды особо и не было бы. И тут уже психологию домохозяйки не переделаешь: что-то красивое и дизайнерское она будет воспринимать за "ой, там что-то сложное и заумное".

Может, будет интересно, но и обложки многих зарубежных бестселлеров переделывают на менее красивый лад, а тут дело в двух аспектах: 1) издатели оригинала не разрешили покупать их дизайн для России, поэтому местные мастера пытаются что-то быстро наваять; 2) опять же анализируется наиболее выгодный читательский адрес и под него переделывается дизайн

1
Прокомментировать

Дело в том, что массовые продукты склонны быть уродливыми. Книг выпускается так много, что и статистически, и вероятностно — значительное количество будет декорироваться дизайнерами и художниками низкого уровня.

Можно было бы цинично утверждать, что зачастую «уродливая» обложка полностью соответствует содержанию, но (хотя, что «но», собственно? Да, очень часто так и есть).

P.S. Приятно, что прекрасные образцы книжного дизайна всё-таки появляются каждый год, скрашивая разномастно-мусорную картину. В качестве «бальзама» и «тёпленькой» напоследок могу предложить увлекательную лекцию живого классика книжной обложки, Чипа Кидда:

Миша Кацотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
Прокомментировать
Ответить