Левосторонее движение можно объяснить средневековой традицией (оружие было в правой руке). А откуда взялось правостороннее движение?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
2 ответа
Поделиться

Правостороннее движение по всей Европе насадил Наполеон Бонапарт. Сам он был левшой и садился на лошадь справа, то есть со стороны обочины. Что касается англичан, то можно предположить, что, учитывая их застарелый антагонизм к Франции, в пику ей они ездили и продолжают ездить по левой стороне. На рубеже веков Япония, подпав под влияние Англии, также узаконила правый руль. Во время второй мировой войны Гитлер, будучи представителем «правосторонней» Германии, волевым порядком перевел остававшиеся в Европе «левосторонние» государства на правую сторону дороги.

Швеция перешла на правостороннее движение, а этот день вошел в шведскую историю как Dagen H — «День Ха». Буква «H» в данном случае означала Högertrafik — правостороннее движение. Главным аргументом в пользу громоздкой реформы был тот, что все соседние государства, даже Норвегия, с которой Швеция имеет весьма протяженную границу, — «правосторонние». Впрочем, сомнения оставались, и решению предшествовали многочисленные опросы. Даже на референдуме 1953 года против еще высказывались 83% граждан. Однако в 1963-м риксдаг (однопалатный парламент страны) учредил специальную комиссию по психологической подготовке населения к «великому переходу». На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости.

Кстати, в качестве обоснования левостороннего движения есть еще одна гипотеза. В прежние времена, когда не было машин, британские кучера могли случайно задеть кнутом лишь крышу встречного экипажа. Кнут-то в правой руке держат. А на континенте вечно попадало ни в чем не повинным пешеходам.

4
Прокомментировать

Почему в Еаропе ездят по правой стороне дороги - понятно. В пору, когда по дорогам ездили с оружием, в левой руке держался щит, и, естественно, безопаснее было разъезжаться со встречным прикрываясь щитом, а не открывая незакрытый правый бок. Защита из меча так себе, при неожиданном ударе парировать им шансов мало.

Интереснее вопрос, почему в Англии стали ездить по другой стороне. Точный ответ не известен, но есть обоснованное предположение, что корни растут из королевского указа, который предписывал лодкам и кораблям на Темзе, идущим навстречу, расходиться правыми бортами. Вполне естественно, что морская держава Британия, в которой, вдобавок, действует прецедентное право, когда возник вопрос, как быть с движением на дорогах, свела правила к прецеденту, и решила дело по аналогии с судами.

Отсюда понятно, откуда по той же стороне ездят все страны, которые когда-то, так или иначе, были колониями Британии. Это Малайзия, Сингапур, Индонезия, Индия, Пакистан, Шри Ланка, ЮАР, Австралия, и другие. Из этого правила есть всего несколько исключений. Не была колонией Британии Япония, которая, тем не менее, ездит "как в Англии". Есть версия, что причиной тому стал подаренный императору Японии, в пору "революции Мэйдзи", когда Япония страстно "вестернизировалась", "Роллс-Ройс". Он был с "правым рулем", было бы логично ездить на нем "по-английски". Так, по легенде, один автомобиль (зато императора) сделал выбор стороны проезда для всей страны.

Еще одним исключением является Таиланд, но он, не будучи страной-колонией, находился в начале XX века под большим влиянием Японии, видимо оттуда и пришла "сторона". Обратная история произошла с Бирмой. Она была колонией Британии, но, впоследствии, добившись независимости, решила поменять сторону движения на "европейскую". Так как транспорта в той Бирме почти не было (в отличие от Швеции, например), все прошло сравнительно быстро и безболезненно.

2
Прокомментировать
Ответить