Lena Konchalovskaya
декабрь 2015.
4803

Какие новые профессии появятся в образовании до 2030 года?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
7
1 ответ
Поделиться

В будущем специалисты в области образования будут очень востребованы — потребуется быстро готовить молодых людей к постоянно появляющимся новым профессиям и новым принципам работы, а также переобучать более взрослую часть населения. При этом, с одной стороны, повышаются требования к скорости и эффективности обучения, а с другой, появляется много новых инструментов, которые педагогам и методистам придется осваивать. Прежде всего, это новые форматы, связанные с IT — сейчас это уже привычные для нас онлайн-курсы, а в недалеком будущем в классах начнут широко использовать компьютерные симуляторы и игровые виртуальные миры (что-то вроде «Игры Эндера», но, хочется надеяться, с более мирными целями)).

Другие важные тенденции — дистанционное образование начинает конкурировать с традиционым, акцент смещается с теоретических дисциплин на практические занятия и проекты (мир меняется так быстро, что мы уже не можем позволить себе 5 лет учиться профессии в вузе — эти знания уже сейчас устаревают к третьему курсу), а геймификация все больше влияет на образовательные методики. В «Атласе новых профессий» мы рассказываем о том, какие профессии станут популярны в образовании в ближайшие 5-15 лет. Вот некоторые из них:

Разработчик инструментов обучения продуктивным состояниям сознания — специалист, который создает программы и оборудование для того, чтобы учить пользователей погружаться в полезные состояния сознания (концентрироваться, расслабляться, настраиваться на творческую волну и т.д.) Например, компания Wild Divine продает устройства и программы по обучению пользователей концентрации, релаксации и осознанности, а энтузисты осознанных сновидений создают приборы обратной связи, позволяющие отслеживать глубину сна.

Игромастер — специалист по разработке и организации обучающих игр (деловых, исторических, фантастических и пр.). Образовательный потенциал игр исследовался в развитых странах с начала нулевых (в 2001 году MIT и Microsoft запустили совместный проект Games-to-Teach), а в последние годы геймификация стала популярной тенденцией. В 2013 году на образовательном портале Coursera появился курс «Компьютерные игры и обучение», а Нью-Йоркский университет даже предлагает магистерскую программу для игромастеров. В России направление обучающих игр поддерживается Всероссийской ассоциацией по играм в образовании. ЕГЭ ближе, чем кажется... Что мне с сегодняшнего дня делать, чтобы через 9 месяцев я успешно сдал ЕГЭ?Возможно ли сдать ЕГЭ на 100 баллов, готовясь самостоятельно (без репетиторов)? Почему экзамены ОГЭ/ЕГЭ длятся 3 часа 55 минут, а не просто 4 часа?Правда ли, что варианты на экзаменах (ЕГЭ/ОГЭ) легче тех, что дают при написании пробников?Какие самые простые и сложные ЕГЭ сейчас существуют?

Разработчик образовательных траекторий. В мире будущего схема «получить профессию за 5 лет в вузе» уже не будет пользоваться популярностью. Новым специалистам понадобится «сложносочиненный» пакет обучения, состоящий из офлайн- и онлайн-курсов из разных университетов (иногда находящихся в разных странах), стажировок, тренировок на симуляторах и совместных практических проектов с другими студентами. Так что понадобятся профессионалы, способные разработать оптимальную образовательную траекторию для конкретного человека,с учетом его целей, способностей и даже психотипа.

Тренер по майнд-фитнесу. Выше мы уже говорили о продуктивных состояниях сознания — специалистам будущего придется быстро вникать в новые проекты и переключаться между ними, а без определенных когнитивных навыков тут не обойтись. К счастью их можно тренировать — поэтому понадобится профессионал, способный разрабатывать «фитнес-программы» для мозга. Такие программы существуют уже сейчас – например, Mind Fitness Training Institute в Вирджинии предлагает всем желающим 7-дневный интенсив по развитию когнитивных навыков, а компания Lumosity разработала более 40 онлайн-игр для развития когнитивных навыков.

Координатор образовательной платформы. Это специалист по онлайн-педагогике, который сопровождает подготовку онлайн-курсов по конкретным дисциплинам, организует и продвигает их. Он же модерирует общение преподавателей и студентов в рамках курсов или платформ, а также помогает дорабатывать функционал платформы в соответствии с запросами участников. В некоторых российских вузах появились целые подразделения, отвечающие за эти функции – например, в МФТИ есть Лаборатория инновационных образовательных технологий, а в Высшей школе экономики — Центр развития образовательной среды. Это, в частности, позволило вузам разработать собственные онлайн-курсы для платформы Coursera. Развиваются и российские онлайн-платформы, например, ≪Универсариум≫ и ≪Eduson≫, так что можно сказать, что профессия уже сейчас становится востребованной.

13
Прокомментировать
Ответить