The Question
август 2017.
3868

Существовали ли социальные лифты в Средневековье?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
3 ответа
Поделиться

Русско-американский социолог Питирим Сорокин описал классические каналы социальной мобильности: это служба в армии и церкви, получение образования, брак с человеком, обладающим более высоким статусом, и обогащение. Все эти пути были доступны средневековому человеку.

Самым массовым способом повышения социального статуса было построение церковной карьеры. Несмотря на то, что многие прелаты происходили из знатных семей, среди самых высоких церковных сановников встречались лица самого простого происхождения (так, например, римский папа Григорий VII происходил из семьи бедных тосканских земледельцев, а аббат Сен-Дени Сугерий — из семьи крестьянина королевского домена).

Подняться по социальной лестнице можно было и с помощью военной службы: так, например, Ги де Лузиньян, который отправился в Святую землю в числе прочих крестоносцев как обычный паломник, стал королем Иерусалимского королевства и сеньором Кипра.

Социальным лифтом (впрочем, значительно реже) мог послужить и выгодно заключенный брак: так, Уильям Маршал женился Изабелле де Клер, одной из самых богатых наследниц в Англии конца XII века, получил благодаря этому титул графа Пембрука и огромное приданное.

30

Крестовые походы - это уже классическое Средневековье, да и продвижение по социальному "лифту" относительноеГи де Лузиан , унаследовал титул от деда Гуго де Лузиана. Они фактически объявляли себя единоправными властителями захваченных ими языческих земель. Граф - это уже придворный с наделом земли и крестьянами, но в подчинении короля. Просто они захватывали себе другие вотчины, где король им не мешал. Реального продвижения почти не было . Даже браки между ближайшими сподвижниками царского дома были крайней редкостью. Замуж выдавали обычно за принца крови из другого государства. Помазанник Божий на трон в Средневековье - это почти Святой. Тогда формулировка "Король - наместник Бога на земле" была актуальна как никогда. Отсюда кровосмешения и вырождение династий. чернь за людей почти не считали, да и были они в основнм безграмотными. Средневековье - это период когда миром правило Священство и их помазанники , все что нарушало благословение каралось огнем и мечом.

+1
Ответить

Оксана, вы по-моему путаете "социальный лифт" и "возможность стать королем". Относительное продвижение - это и есть определение социального лифта. Из крестьянина в аббата или там успешного торговца, из горожанина в дворяне или квазидворяне (сплошь и рядом в немецких свободных городах, например), из рыцаря в графы и т.д. - это все социальные лифты.

Да и королями становились люди некоролевского происхождения периодически (из числа титулованного дворянства, конечно же). От всем известного Вильгельма и ранних императоров Св. Рим. Империи до дома Оранж-Нассау значительно позднее. Да тех же Романовых можно вспомнить, чтобы далеко не ходить.  

А стать из нищего холопа королем - это уже не социальный лифт, а фантастический роман. 

+1
Ответить

А если на совсем дремучие века посмотреть, то там вообще один сплошной социальный лифт. Собрал банду гопоты с топорами, захватил власть в своем племени, дал люлей соседям или лохам на другом берегу моря, стал королем или герцогом на худой конец. История львиной доли всех знатнейших родов. 

+1
Ответить
Прокомментировать

Только два: вхождение в сословье духовенства или переезд из села в город — городской воздух делает свободным, все дела. И то, и другое было практически недоступно для масс.

Повышение по службе знати было практически невозможным. Превращение из простолюдина в знать — еще менее вероятно. Такой вариант был возможен лишь в том случае, если незнатный воин брал в плен рыцаря и поленник был достаточно богат, чтобы обеспечить финансовую сторону посвящения в рыцари, и сохранить свою честь, но до массового распространения наемничества в самом конце 14 века, у простолюдина даже не было возможностей попасть на поле боя.

0
Прокомментировать

В феодальной Европе? Лифтом были крестовые походы. А так, в основном это были очень медленные движения по социальной лестнице,  работали они в основном через поколения (за исключением героев войн, крестовых походов и церковников). Если задаться такой целью, то английский серв мог скопить за свою жизнь достаточно денег чтобы выкупить свободу и стать фримен'ом (не знаю много ли таких случаев было). Свободные люди могли уйти в города, стать торговцами и скопить приличную сумму денег. За очень большое количество денег можно было отдать сына - пажом в школу рыцарей. Дети рыцарей, как правило брались в пажи автоматически. Лорд мог даровать рыцарю манор (административную территориальную единицу), если рыцарь помог лорду в победе над другим лордом. Владельцы земли  увеличивали свои владения - вступая в браки, в результате которых, их дети даже если не наследовали сами земли, то наследовали - притязания, которые могли использовать для начала войны. С наемниками могли расплатится землей, а земля - это титул. В древней Руси - наемничество было основным социальным лифтом. 

-1

Мм, учим историю по фильмам и играм.

0
Ответить

По ютубу ещё и распечаткам лекций. Что в ответе не правильно?

0
Ответить

Практически все. От путаницы в титулах и рангах до идеи, что кто-то мог себя выкупить.

0
Ответить
Ещё 7 комментариев

Поподробнее. Почему идея что сёрв мог себя выкупить неверна? Отсутствие исторических свидетельств - может говорить только о том что такие вещи никто не записывал. Они отдыхали по 3 месяца в году, почему нельзя было подрабатывать в это время?

Что насчет титулов и ранов?

0
Ответить

Во-первых, кто такой сёрв?

Во-вторых, вилланы и другие несвободные не могли бы себя выкупить, даже имея деньги, просто потому что такой опции не предусмотрено.

0
Ответить

Ну вот в разных источниках по разному. Serfdom - это то что в русском языке называется крепостное право, соответственно serf - крепостной. На земле лендлорда - работали как и свободные люди (которые были в каком-то смысле арендаторы не имевшие своей земли) так и те кто были вынуждены служить лендлорду в уплату своего долга (собственно этот долг  и был юридическим обоснованием их несвободы). Так вот этот долг - вполне конкретная, измеримая вещь, и его можно было погасить. На Руси до, Ивана Грозного, если не ошибаюсь, который просто по беспределу эту опцию отменил. В западной Европе вероятно были разные периоды, когда эта опция были и когда её по беспределу отменяли. 

0
Ответить

Только не серфдом, а серваж же. И подразумевал он практически полное лишение политических прав. Серв, в отличии от виллана и, тем более, бонда или йомена, даже человеком до конца не был по меркам феодальной иерархии.

0
Ответить

Таким образом, серв мог себя выкупить только в том случае, когда инициатива исходила от феодала. Об участии в войнах и речи быть не могло: туда со скрипом допускали йоменов, которые были на много ступеней выше.

Кстати, серваж и крепостное право имеют довольно мало сходства. Крепостное право вращалось вокруг земли и имущества, а серваж — личных отношений с феодалом.

0
Ответить

Интересно а есть ли какие-то графики или сводные таблицы показывающие все эти детали в социальной иерархии?

0
Ответить

Наверное, есть. Во всяком случае, текстом феодальное право описано вдоль и поперек.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить