Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чём главное отличие русского от европейца?

ПсихологияОбщество+4
Анонимный вопрос
  · 647
Студент + основатель проекта по переводу лекций MIT vk.com/kursomir  · 18 дек 2015

Честно говоря, я не знаю, что такое европеец. Разумеется, есть европейские ценности, и они в большинстве своем разделяются людьми, живущими в Европе. Но точно так же они находят отклик в сердцах и душах других людей: русских, китайцев, украинцев. Если за понятием европеец скрывается человек, проживающий в Европе, то за этим термином я не вижу большой объединяющей силы: люди, которых можно охарактеризовать так, чересчур разные.

Частично ответ на ваш вопрос был дан в письме Достоевского Майкову, которые я привел ранее, в частности, там есть диалог следующего содержания (Достоевский, будучи в Германии, разговаривает с русским собеседником, экспатрировавшимся в Германию):

Достоевский: Для чего, собственно, вы экспатрировались?

Собеседник: Здесь цивилизация, а у нас варварство. Кроме того, здесь нет народностей; я ехал в вагоне вчера и разобрать не мог француза от англичанина и от немца.

Достоевский: Так, стало быть, это прогресс, по-вашему?

Собеседник: Как же, разумеется

Достоевский: Да знаете ли вы, что это совершенно неверно. Француз прежде всего француз, а англичанин — англичанин, и быть самими собою их высшая цель. Мало того: это-то и их сила.

Поэтому говоря "европеец" вы уподобляетесь собеседнику Достоевского, который считает, что в Европе уже нет народностей. И это, разумеется, огромная ошибка, и, к сожалению, большое количество людей с пространства бывшего СССР ей подвержены (за исключением Прибалтики, они уже на своем опыте поняли, насколько Европа разнородна). Даже сами европейцы в какой-то момент в это поверили и создали Европейский Союз. Пока что этот эксперимент все еще продолжается, но количество евроскептиков все больше и больше. На эту тему советую вам посмотреть Munk Debates: Debate on Europe.

Говоря же об отличии европейца от русского, то, как мне кажется, русский интеллигент, в отличие от французского или британского, легче отказывается от национальной принадлежности, считая ее каким-то пережитком прошлого, этим обусловлено и появление русского космизма, когда человек считается "гражданином мира". Однако оборотной стороной отказа от национальной принадлежности является пренебрежение и отсутствия ощущения связи с российской общей для нас всех историей, а в некоторых случаях - откровенное злорадство над неудачами России, и даже убежденность, что «если б провалилась Россия, то не было бы никакого ни убытка, ни волнения в человечестве». Вы не представляете, как много русских эмигрантов, с ехидством интересующихся, не стреляют ли еще на улицах и с воодушевлением расспрашивающих о бесправии и деспотизме в современной России. В конце концов, есть и совершенно необычный вид людей, те, кто говорят, что любят Россию, но помимо своей воли ее, Россию, ненавидящих. Опять предоставлю слово Достоевскому:

«Но вот что я заметил: все эти либералишки и прогрессисты, преимущественно школы еще Белинского, ругать Россию находят первым своим удовольствием и удовлетворением. Разница в том, что последователи Чернышевского просто ругают Россию и откровенно желают ей провалиться (преимущественно провалиться!). Эти же, отпрыски Белинского, прибавляют, что они любят Россию. А между тем не только всё, что есть в России чуть-чуть самобытного, им ненавистно, так что они его отрицают и тотчас же с наслаждением обращают в карикатуру, но что если б действительно представить им наконец факт, который бы уж нельзя опровергнуть или в карикатуре испортить, а с которым надо непременно согласиться, то, мне кажется, они бы были до муки, до боли, до отчаяния несчастны».

В своем ответе я частично использовал свой же ответ на другой вопрос (thequestion.ru), думаю, он вам тоже может быть интересен.