Ответить
Марина Тесленко
декабрь 2015.
1297

Имеет ли право на существование теория Раскольникова?

Ответить
Комментировать
0
Подписаться
6
1 ответ
Поделиться

В основе так называемой «теории Раскольникова» - идеи Макса Штирнера, изложенные им в трактате «Единственный и его собственность» (1844) и идеи Наполеона III, легшие в основу его «Истории Юлия Цезаря» (1865). Так, в последней проводится основная мысль о том, что само провидение создает подобных сильных личностей как Цезарь и Наполеон I (и его племянник Наполеон III, что читается меж строк), а дело народа — повиноваться и следовать за ними. Они, дескать, открывают новую эру, идут к цели не взирая ни на что, и за несколько лет совершают работу столетий. Книгу как раз перевели на русский в то время, когда Достоевский работал над «Преступлением и наказанием», она вызвала бурные споры в обществе, а уж Федор Михайлович мимо этого пройти не мог. На этот факт в творчестве писателя в свое время указывал исследователь Ф.Евнин, ссылался и М.Бахтин.

Можно также указать в качестве источника и «Убийство как одно из изящных искусств» Т. Де Квинси (1827), и ряд других произведений, но ядро «теории Раскольникова» все же составляет учение Макса Штирнера, в основе которого - концепция «сверхчеловека», личности как центра мироздания, личности, отрицающей понятия долга, обязанностей, etc. Дело ее ни доброе, ни злое, ни божье, ни человеческое, ибо все это - субъективные понятия самой личности, а «кроме меня, для меня нет ничего». Первая и последняя фраза трактата - «Ничто - вот на чем я построил свое дело». Преломление этих идей в словах Раскольникова рассматривал, например, литературовед В.Кирпотин.

А учитывая, что Штирнер отчасти развивал мысли младогегельянцев, начавшиеся с критики Нового Завета Д.Ф.Штраусом в 1835-м (и эти мысли затем повлияли на, в частности, К.Маркса), то корни «теории Раскольникова» уходят еще глубже в историю философии, родились и получили право на жизнь раньше «озвучившего» их персонажа. Сам же Штирнер считается предтечей Ницше, анархизма, а также экзистенциализма и даже постмодернизма. С ним полемизировали в своих работах все тот же Маркс с Энгельсом (хотя изначально оба, особенно Энгельс, с воодушевлением восприняли идеи Штирнера) и такой известный русский философ как Г.Плеханов. В целом «теория Раскольникова», выходит, в том или ином виде существует и получает свое обоснование и в наши дни, живет и среди правых, и левых идей, и даже на каком-то этапе «побеждает», вспомнить для примера не так давно отгремевшую популярность постмодернизма.

Ну а если посмотреть-послушать, что сегодня вполне себе безнаказанно несут о праве сильной личности в том числе и российские как политики, так и деятели церкви, то проблемы «права» и «криминала» - темы, в которых также заявлен вопрос о существовании «теории Раскольникова», «сняты» еще Наполеоном III...