Alex Ermolaev
май 2015.
4672

Когда на Россию напала проблема маршруток, почему это случилось, и что с этим делать?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
3
4 ответа
Поделиться

Сама проблема появилась в 90х , когда местным властям было не до муниципального / государственного транспорта. Денег на него выделялось мало, и, соответственно, он постепенно деградировал. В итоге, частные компании заняли эту нишу. И это более-менее спасло ситуацию. Вот только спустя 10 лет мэрии многих городов стали понимать, что маршрутки из спасителя превратились в большую проблему. Ведь этот вид транспорта работает на самоокупаемости и никаких субсидий из бюджета не получает. В итоге многие города получили такую ситуацию, что после 9 часов вечера и в межпик очень трудно было добраться из пункта А в пункт Б. А водители, в погоню за прибылью, нарушают все правила дорожного движения. Плюс ещё появились нелегальные перевозчики, если вы попадёте с ним в ДТП, то на компенсацию не рассчитывайте.

Как решить эту проблему? Вижу только одно решение - замена на автобусы. Причём не обязательно большие, в той же Москве есть микроавтобусы, которые принимают все проездные и льготные карты, они работают по расписанию, объявляют остановки, и это автобус, вернее маленький микроавтобус, но не маршрутка.

И самое главное, за город без маршруток, власти должны платить перевозчику большие деньги, чтобы водители получали ежемесячную зарплату, а не думали как набрать план для перевозчика и себе какие-то деньги получить, чтобы сами автобусы были чистые, уютные, желательно низкопольные и с кондиционером. Тогда мы забудем о борьбе за пассажира на дорогах, а сам пассажир больше не будет думать о том, когда же закончится эта кошмарная поездка.

64
Прокомментировать

То, что у нас называется маршрутками, в международной классификации имеет название “jitneys” и считается африканской технологией пассажирских перевозок. Впрочем, в продвинутых городах Африки от этих “jitneys” в последние годы активно избавляются, замещая их системами LRT от лучших мировых производителей.

Маршрутные такси, как таковые, появились в СССР еще в 1960-ые годы. Они отличались от регулярных автобусных маршрутов использованием автобусов малой вместимости, отсутствием фиксированных расписаний и возможностью останавливаться «по требованию». Эту услугу предоставляли государственные автобусные или таксомоторные парки, в которых в то время более-менее аккуратно соблюдались стандартные регламенты UITP в части технического состояния и режимов движения транспортных средств и, особенно, выучки водителей, а также соблюдения режимов их труда и отдыха.

В своей нынешней разновидности, то есть с игнорированием всех названных «пережитков прошлого», “jitneys” появились после принятия в 1988 году знаменитого закона "О кооперации в СССР".

Их преимущество, особенно ценное для небогатых городов, заключается в неформальном контракте между местной администрацией и перевозчиком:

– мы (городская власть) не мешаем тебе собирать «деньги в кепку» и особенно не вмешиваемся в твои дела по части налогов и всех упомянутых обременений;

– ты (перевозчик) обеспечиваешь, как умеешь, транспортные нужды горожан и не требуешь от нас дотаций.

За прошедшие годы частный перевозочный бизнес, работающий на обозначенных условиях, стал весьма влиятельным игроком, определяющим транспортную политику во многих городах России.

Судя по обширному международному и небольшому отечественному опыту, разумная политика предусматривает введение некоторого единого формата взаимоотношений городской власти и всех местных перевозчиков, включая, разумеется, частные компании. Этот формат (называемый брутто-контрактом) сводится к следующим позициям:

– в городе действует единое тарифно-билетное меню и налажена полная централизация билетной выручки (в этих условиях для пассажира нет никакой разницы, какой именно перевозчик его везет);

– отношения города с перевозчиком основаны на оплате предусмотренной в контракте транспортной работы (рейсов) по предусмотренным в контракте расчетным тарифам.

Переход на такую схему является весьма напряженным для городского бюджета: понятно, что даже при самом аккуратном планировании собранной выручки может не хватить для оплаты законтрактованных рейсов. С другой стороны, такая схема является не слишком комфортной для компаний-перевозчиков, привыкших вести свой бизнес совсем по иным правилам.

Так что, от “jitneys” имеют шансы избавиться разве что бюджетно-обеспеченные города России, каких у нас, увы, очень немного.

40
Прокомментировать

Как и любой частный бизнес, маршрутки явились следствием спроса и отсутствием предложения со стороны государства. Поможет только законодательное регулирование в сфере частных пассажирских перевозок. Строгий контроль, неотвратимость наказания за нарушение регламента и наказания коррумпированных сотрудников администраций и автоинспекций.

6
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить