Ответить

Насколько объективно человеческое знание как таковое и как само объективное знание о мире соотносится с индивидуальным суждением о нём?

Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
2 ответа
Поделиться

Знание необъективно, пока оно не абсолютно полно. Пока оно неполно, оно обусловлено неизвестными свойствами объекта. Например, у меня в руке цветной шарик. Я знаю, что он цветной, но не знаю, какого он цвета. Я вынужден представлять его белым, черным, красным или каким-то другим, чтобы обозначить в уме его цветность. Такое неполное знание субъективно.

Полным знание может быть, если объект ограничен и искусственно отделен от субъекта. Например, можно сказать: «я неподвижен», если принять за рамки самого себя, стоящего на месте, или можно сказать: «я двигаюсь со скоростью 107 218 км/ч», если принять за рамки орбитальную скорость земли. В этом случае объективность полного знания о конкретном объекте имеет смысл. Поэтому, если принять за объект весь мир, то объективным знанием о нем может быть только знание субъекта, находящегося за рамками этого мира. Так как человек является частью мира, его знание может быть объективным только относительно части мира. Существование сознания за рамками мира и соответствующего такому сознанию абсолютного знания о мире является предметом рассмотрения религиозных теорий.

Объективное вообще никак не соотносится с уровнем адекватности знания, утверждение обратного (объективное как результат истинного научного познания) относится к слабо осмысленным и наивным утверждениям естественнонаучной традиции 17-18го веков.

В действительности, основная функция объективности состоит в том, что Гуссерль называл гарантом реальной трансценденции объекта.

С помощью другого сознания я могу удостовериться, что какой-либо объект не относится только к моей субъективности, но существует реально, вне меня.

Объективность, таким образом, сводится к интерсубъективному создания реального, независимого от субъекта мира.

Поэтому можно сказать, что человеческое знание может быть вполне объективно, то есть мы можем быть практически на сто процентов уверены, что мир вокруг нас реален.

Индивидуальные суждения о мире, таким образом, соотносятся с объективным только по этому параметру.

Данил Колосковотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии