Ответить
Рома Бордунов
декабрь 2015.
1972

Почему журналистика в регионах такая смешная?

Ответить
Комментировать
1
Подписаться
3
3 ответа
Поделиться

Журналистика в регионах претендует на важность и значимость, чтобы быть похожими на известные СМИ. Метафоричные заголовки, наполненные презрением ко всему несправедливому, при корявой вёрстке и бюрократичных монологах местного чиновника с собрания на весь разворот.  

Средств региональным СМИ выделяют немного, отсюда и сердечное волонтёрство "старичков", коих не коснулся прогресс, и нежелание "молодняка" примкнуть к стухшей, например, газете и коллективу, не желающих знакомиться с вёрсткой в Adobe Indesign. Все "фишки" прямиком из прошлого столетия, "ведь так было модно". Нет слежки за тенденцией, нет желания привлекать новую аудиторию, "Нас же всё равно многие смотрят/читают". А что делать, если такие СМИ являются единственным источником информации в небольшом городке.

В итоге, приведу пример.
Успешно окончив первый курс журфака, я устремилась искать место для практики и выбрала, что недалеко от дома - газетку моего подмосковного города, где писали обо всех местных новостях. В то время конфликт в/на Украине начинал обильно развиваться, и в городе повсеместно появлялись палатки с приёмом любой помощи Донбассу.
В голове возникла идея репортажа на этот счёт, которой я с радостью поделилась с редактором, на что последовал ответ: "Это никто читать не будет. Мы, конечно, примем к сведению, но, наверное, нет. Как-то нехорошо получится... Слушай, завтра в детсаде N будет утренник, сходи лучше к ним".
Сказать, что каждый год одни и те же темы на утренниках и одни и те же избитые "фразы" для "репортажей" - ничего не сказать. Привычка - самые страшные путы.

На мой взгляд, причина некоей нелепости региональных СМИ кроется в нескольких аспектах.

Буквально недавно был в одном небольшом городке на Волге, назову его N. В городе N есть отличные профессионалы, очень хорошая школа юнкоров (которая по многим параметрам обходит ШЮЖ при МГУ). Многие журналисты получили тогда еще отличное образование в столичных университетах. Но журналистика там кажется нелепой тому, кто живет в мегаполисе. В городе N просто не о чем писать: у них есть два кинотеатра с одним залом в каждом, дом культуры и один НИИ. Все. Из новостей - только ЧС: аварии, кражи, пожары и так далее. Специфика региональной журналистики (сужу по таким городам как Ярославль, Ульяновск, Рязань, Пенза, насчет остальных не уверен, потому как не сталкивался пока лично), на мой взгляд, заключается в том, что регионы находятся, во -первых, немного в стороне от основных мировых информационных потоков, в отличие от, например, Москвы и Петербурга. В том время как столицы следят за переворотом в Турции или выборами в Штатах, регионы следят за тем, что у них раздолбанные дороги, вор-губернатор, не работает сайт ведущего областного университета и так далее. У них свои проблемы, которые, в силу ряда причин, гораздо важнее для них, актуальные и занимают бОльшую часть их дум и, как следствие, - газетных полос и эфирного времени.

Далее еще такой аспект. Предыдущий комментатор уже писала об этом, могу только подтвердить. В регионах - в силу ряда обстоятельств, опять же, где как - все еще сильна советская школа журналистики. Сухие или, наоборот, чрезмерно пафосные заголовки, "совковый" стиль подачи информации, региональные проблемы, часто - откровенно заказные статьи (что в журналистике называют "джинса") и так далее. Журналисты в большинстве своем - люди, рожденные еще при Леониде Ильиче (в лучшем случае), поскольку молодежь, преисполненная мечтами и амбициями, обивает пороги "Дождя" и "Эха". Но такая журналистика понятна местной аудитории, она удовлетворен их запросам, и это самое главное. Один коллега так высказался по этому поводу: мы тут живем, с жиру бесимся, вот и потребляем любой контент, включая покемонов и предвыборную кампанию Трампа. А они заняты выживанием - им не до этого бреда, у них часто даже дорог нет, чтобы лекарства привезти.

Отсюда проблемы, которые нам кажутся нелепыми и забавными, отсюда попытка журналистики казаться значимее, весомее, выступить действительно с позиций четвертой власти, отсюда наигранный пафос тех, кто до сих пор пишет по советской методичке. Это не минусы и не плюсы - это просто региональные СМИ со своей спецификой. Приоритеты их аудитории, их контент, структура их информационных потоков отличается от столичных так, как отличается бюджет Ярославля от бюджета Питера, дороги Рязани - от Рублево-Успенского шоссе. И сколько я не общался с коллегами из регионов, их работа не казалась мне нелепой или забавной. Просто их информационные продукты другие.

Думаю, просто все хорошие и харизматичные персоны просто укатили в Москву или были сханчены менеджментом крупных каналов. Ну и, разумеется, работать с "тем что есть" всегда тяжелее. Стоит учесть также и менталитет аудитории: ухоженная журналистка с лицом топ-модели будет немного неуместна в репортаже с открытия свинофермы, её там принципиально не поймут.

Хотя, если совсем уж честно, сам грешу просмотром Кубань Тв. Особенно из-за незабываемой и атмосферной рекламы. :)