Наверное, правильного ответа нет. У меня есть несколько золотых лично моих правил:
Увольнение не должно быть для сотрудника неожиданностью/первым разговором о проблемах, если это не случай воровства, потери доверия и проч. Обязательно непосредственный руководитель должен быть активен и вести отчет о переданных и принятых задачах. Если вы все делаете в этом случае правильно, то сотрудник сам уйдет скорее, нежели вы его уволите.
Но соблюдайте баланс: увольнять нужно при этом быстро. Не тяните с решением, демотивированные люди в команде портят все.
Выплачивайте людям все деньги, которые должны по закону выплатить. Если есть соблазн этого не делать, тогда думайте заранее о необходимости человека в штате компании, постарайтесь определиться с этим до истечения его испытательного срока. Если все равно не готовы выплачивать всю сумму сотруднику ни за что, то подумайте, как вы можете договориться о сотрудничестве: мы дадим два оклада сверху и просим, чтобы ты доделать это и это.
Не просите подписать никаких бумаг с закрытой дверью. Это Россия тут все сложно с трудовым кодексом.
Во время увольнения должен присутствовать непосредственный руководитель, СЕО и все. Не делайте это в присутствии HRа и тем более юриста, не обижайте людей.
Говорите все прямо, обязательно отмечая сильные стороны сотрудника. Вы его когда-то за что-то наняли, значит в нем не все так плохо было. Если вы готовы его рекомендовать в другие места, с другим уклоном деятельности, то сообщите ему об этом.
Не доводите до слез женщин. Такое бывает часто в моей практике, когда СЕО увольняет сотрудницу, слишком открыто сообщая все минусы. Все хорошо, но не до слез. Такие разговоры остаются в памяти навсегда. Это лишнее.
Самое главное: старайтесь не нанимать людей, в которых сомневаетесь, это сложно, но… Чтобы не увольнять, лучше не нанимать неправильных.
Такая компания как наша, не может дать развитию вашим талантам, увы вы не сможете реализовать весь свой потенциал у нас, потому мы приняли тяжелое решение и не можем больше ограничивать ваше развитие в рамках нашей компании.