google maps
Yulya Krivosheenko
декабрь 2015.
1433

Существуют ли мемуары моджахедов, участвовавших в Афганской войне 1979-1989, воспоминания мирных жителей и афганцев, воевавших тогда на стороне правительства?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
2 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Подобного рода свидетельства и материалы безусловно существуют. На русском языке они по понятным причинам не публиковались ранее и маловероятно, что будут опубликованы в ближайшем будущем. Помимо отличия от всего того, что написано в русскоязычных источниках (мемуары советских офицеров и солдат, служащих и дипломатов), для них характерна и несколько иная оценка событий гражданской войны в Афганистане, нежели укоренилась и в англоязычной историографии, отличающейся чаще всего большим плюрализмом мнений.

Это тексты разного объема и размера, часто не отличающиеся высокохудожественным литературным стилем изложения, написанные на языках народов Афганистана, Пакистана и Ирана, в т.ч. на дари и фарси (персидский язык), пушту, урду и арабском языке. Не так часто они принимают форму полноценных книг, а доходят до читателей в виде малотиражных изданий дневниковых записей, эссе на тему, статей/подборок статей в журналах.

Начиная с 1970-х гг. за пределами Афганистана бурно развивалась деятельность афганской эмиграции, представленной теми, кто бежал от пришедшего к власти режима Народно-демократической партии, пользовавшейся поддержкой СССР. На протяжении 1980-х гг., чем дальше продвигалась война, тем больше людей, представлявших разные сословия и политические лагеря, было вынуждено покидать Родину в поисках мира и безопасности. Если сначала их большинство составляли очень хорошо образованные представители правящей элиты времен монархического правления, настроенные светски, то с течением войны все больше росло сторонников менее секулярных и ориентированных на ценности исламского фундаментализма течений и движений. Все они организовывали газеты и журналы, чьей аудиторией становились не только беженцы, но и широкая общественность в странах их прибывания, а в первую очередь - этно-конфессиональные диаспоры. Целью таких периодических изданий была в т.ч. и героизация образа борца с режимом НДПА и безбожной "империей зла" СССР. Поэтому на их страницах регулярно появлялись биографические материалы, в т.ч. и автобиографические, иллюстрировавшие быт тех или иных участников (со стороны той или иной оппозиционной фракции) или жертв войны. Многие подобные газеты и журналы продолжали выходить в свет и после падения режима доктора Наджиба в 1992 г., поэтому в них хорошо прослеживается не только трансформация мышления в отношении Советского союза, русских и коммунизма, но и изменение восприятия различными группами движения Талибан и его экспансии. Еще в 1980-х к ним прибавилось немало статей и книг, написанных теми представителями режима НДПА, кто был вынужден покинуть властные коридоры задолго до падения народно-демократического Афганистана: они, случалось, злостно критиковали не только своих оппонентов внутри партии и правительства, но и советских "друзей". Насколько мне известно несколько человек из окружения памятного министра обороны НДРА Шахнаваза Таная, обвиняемого в организации военного путча в 1990 г., оставили некоторое количество статей и даже небольших брошюр, в которых громили режим личной власти Наджибуллы вплоть до его смерти в 1996 г. А когда и представители последнего стали вынужденными мигрантами, то и в их среде начали появляться и мемуарные и другие тексты, отличные по содержанию и оценкам от того, что они же писали будучи у власти.

Некоторые такие дневники, содержащие в себе взгляды оппозиционеров или отстраненных от власти деятелей разного ранга, в виде рукописей были написаны или привезены в Россию и постсоветские страны Центральной Азии, где их пытались издать и довести до широкой общественности частные лица и некоторые общественные организации. Но т.к. изложенное в них видение войны серьезным образом отличалось не только от официальной позиции органов СССР, но и от того, как это хотели увидеть элиты постсоветских государств и обществ, эти работы так и затерялись в 1990-х гг. Хотя в том же самом Таджикистане, они имели колоссальную популярность в преддверии Гражданской войны и оказали серьезное влияние на складывающуюся здесь в тот момент оппозицию.

Мигрантские издания на дари и фарси (в т.ч. издававшихся в Иране) стали объектом и главным источником исследований российского востоковеда-афганиста Р.Р. Сикоева, чьи работы сейчас достаточно хорошо известны и доступны (см. например: vk.com ). Помимо того на русском языке, к сожалению, нет крупных исследований периодических изданий на арабском языке по этой теме. После 1989-1992 гг. в арабские страны вернулись многие т.н. "арабские афганцы", этнические арабы, ветераны боевых действий в Афганистане. Большая их часть занялась оппозиционной борьбой с собственными правящими режимами, но и среди них, и среди остальных, отложивших оружие и оставивших политику, было немало людей, посвятивших себя в т.ч. и писательскому ремеслу и подаривших миру немало различных свидетельств и материалов о своем опыте участия в афганских войнах. К сожалению, эти материалы еще не были внимательно разработаны отечественными исследователями.

3
Прокомментировать

Вы можете почитать о войне некоторые нецензурированные мемуары советских солдат, где взгляд на войну показан как есть, со всеми преступлениями, ошибками и прочим.

Воспоминания моджахедов не попадались. Однако существуют статьи западных журналистов, бывавших в отрядах, их поздние материалы, телевизионные выпуски тех лет на ютьубе. К сожалению большая часть материалов не переведена, от чего я их уже на память не могу вам написать. Если позволяют знания, советую мониторить англо и франкоязычный сегмент интернета.

0
Прокомментировать
Ответить