The Question
декабрь 2015.
3763

Было ли время и место в истории, когда у женщины было больше прав, чем у мужчины?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
11
5 ответов
Поделиться

История женских прав удивительно увлекательная тема. Мой любимый период - ранний Советский Союз. Был такой момент на заре большевистского режима, когда женщины получили равные права в том, что касается образования, рабочих мест, участия в политической жизни, в бракоразводных процессах, аборты были легализованы.

Ничего прогрессивнее мир на тот момент не видел. Да, новые законы не давали женщинам больше прав, чем мужчинам, но они ломали мировой порядок, заведенный еще в древности по которому женщина должна быть под контролем мужчины.

Но добиться женских прав на бумаге оказалось проще, чем потом воплотить их в жизнь. Убежденность в женской неполноценности крепко сидит в человеческом сознании, как женском, так и мужском. Мужчины не спешили звать женщин на работу, относиться к ним на равных на политической арене, а многие женщины в свою очередь, не спешили воспользоваться новыми правами.

Еще одна проблема, возникшая именно в Советском союзе была в том, что новые права женщин, созданные с целью их эмансипации, использовались мужчинами самыми неожиданными способами. Скажем, равные права на развод были созданы, чтобы женщины не страдали в угнетающих браках. Но мужчины стали убегать убегать от беременных жен, матерей своих детей. Советская пресса писала, что многие женщины не довольны таким законом, он только усложняет жизнь.

Надо отдать должное Советскому режиму - поначалу там действительно старались доработать законодательство. Ввели алименты, например. Но потом рождаемость стала падать, надвигалась война, экономические вопросы стали куда важнее. И тогда курс на традиционную семью, с ограничениями на разводы и аборты - все что было раннее заменено более прогрессивным законодательством - был снова взят.

Теперь женщины по-прежнему должны были работать, но и дома должны были быть и женой и матерью, а не теми эмансипированными, независимыми личностями, что в начале 1920-х. Так закончился тот краткий период равноправия женщин и мужчин.

47
-1

А как же настоящее время? Разве сейчас есть цивилизованные государства, где у мужчин больше прав, чем у женщин? Не припомню таких.

0
Ответить

Semen, с каких это пор ОАЭ перестали быть цивилизацией?

0
Ответить
Прокомментировать

Говорят, было племя женщин, такие матриархальные воины - Амазонки. Но нет ни единого достоверного свидетельства того, что они существовали, так что скорее всего Амазонки - миф.

Правда, что в некоторых обществах была система перехода наследства по материнской линии, так было у индейцев Навахо. Это работает в обществах, когда тяжело установить отцовство, потому что у женщины много сексуальных партнеров, она не живет с конкретным мужчиной. Но не путайте систему перехода наследства по материнской линии с матриархатом, потому что матриархат, как и Амазонки, скорее всего тоже миф.

15
-4

Амазонки не миф Как пишет Мавро Орбини в «Происхождение Славян и распространение их господства» изданной в 1601 году от Р. Х. Карл Вагрийский и Иорган Горпий пишут, что амазонки были жёнами славян сарматов. Проживали на берегах Волги между меланхеленами и сербами. Иордан и Хартман Шедель в своей иллюстрированной «Хронике» считают, что амазонки были женами Готов и сражались вместе со своими мужьями против императора Аврелиана. После того, как их мужья были предательски убиты, амазонки, взяв их оружие и напав на врага, сполна отомстили за их смерть. Позднее, став опытными воительницами, амазонки под предводительством царицы Марпезии победоносно прошли до гор Кавказа. Оттуда амазонки пошли на Малую Азию, покорили Армению, Галатию, Сирию, Киликию, Персию и другие азиатские страны. Осев в тех краях они построили множество прекрасных городов, в том числе два знаменитейших города — Смирну и Эфес. В Эфесе, в честь богини Дианы они воздвигли великолепнейший храм. Позднее он был подожжен неким Геростратом, желавшим таким поступком обессмертить своё имя. Цари Греции, испугавшись могущества амазонок, послали против них своего лучшего военачальника Геракла. Позднее амазонки во главе с Пентесилеей (Pantasilea) пришли на помощь троянцам против греков и просуществовали до времен Александра Великого.

+1
Ответить
Прокомментировать

Все зависит от того, что мы вкладываем в определение "женщина". Сегодня принято делить людей на женщин и мужчин исходя из их анатомического строения. Если у вас мужские гениталии, вас считают мужчиной, если у вас женские гениталии и грудь - в вас будут видеть женщину.

Так было не всегда. В некоторые моменты истории, в некоторых культурах, людей делили на мужчин и женщин исходя из их роли в обществе. Мужчины - это те, что выполняют один род работы, женщины - иной род работы. Чаще всего социальные роли людей совпадали с их анатомическими строениями. Но случалось и так, что женщина посвящала себя мужской работе, и тогда в обществе к ней начинали относиться как к мужчине, могли даже обращаться как к мужчине. У нее появлялись некоторые права, которые бывали у мужчин, например, право вступать в брак с женщиной.

Сказать я хочу вот что. Всю историю человечества тех людей, которые хотели доминировать, иметь больше прав - их всегда считали мужчинами, даже если анатомически они были женщинами. И если думать над вашим вопросом в таком разрезе, то получается, что это в общем-то невозможно, чтобы у женщины было больше прав, чем у мужчины. Когда такое происходит - она автоматически становится мужчиной.

14
-10

А можно примеров из истории, где было бы видно, что женщина, избравшая мужскую профессию (и ей в этом не мешали) получила право на брак с женщиной?

+6
Ответить
Прокомментировать

В отдельные моменты истории в отдельных обществах такие ситуации могли возникнуть. Например, у народности моса, что живёт в Китае в провинции Юньнань, в предгорьях Тибета, женщины, а не мужчины, составляют костяк общества и большую часть населения деревень. У них даже отсутствует традиционный для нас моногамный брак. Дело в том, что мужчины моса традиционно занимались торговлей, и очень редко появлялись дома, подолгу пропадая с караванами в горах. Женщины же оставались жить в деревнях, где вели хозяйство и воспитывали детей. Семьи моса жили кланами, с женщиной во главе. Наследство передаётся по женской линии, главный родитель для ребёнка-- мать. Молодые девушки сами вступают в связь с понравившимися мужчинами, и рожают от них детей. Мужчины тоже могут иметь связь с несколькими женщинами. Кто отец ребёнка -неважно, т.к. вся ответственность за его воспитание лежит на матери (вернее,её клане). Мужчины моса воспитывают детей своих сестер по клану. Сейчас отдельные деревни живут таким образом, но их всё меньше.

Кстати, у некоторых других тибетских племён практикуется полиандрия- т.е. многомужество, по той же самой причине- тибетские мужчины очень мало времени проводят дома, и вся деревенская жизнь держится на жинщинах (однако не все женщины вступают такие браки). Они воспитывают детей и ведут хозяйство, и наследство, кажется, тоже передаётся по женской линии, но я не уверена. Другая причина многомужества- не у торговых племён-- скудность (и поэтому невероятная ценность) земли. Несколько братьев-тибетцев вполне могут взять себе одну жены ну всех, чтобы не деить и без того крошечный семейный участок. Правда, как там у этих племён с правами женщин я не знаю.

9
-7
Прокомментировать

Особенностью савроматов (сарматов) было высокое положение женщин, их активное участие в общественной жизни и военных действиях. Древние писатели часто называют савроматов женоуправляемым народом. Геродот пересказал легенду об их происхождении от браков скифских юношей с амазонками — легендарным племенем женщин-воительниц. Савроматские женщины могли возглавлять племена и исполнять жреческие функции. Ученые полагают, что савроматский род был материнским, и счет родства на этапе разложения родового строя велся еще по женской линии. Впоследствии, когда на основе савроматских племен возникли новые сарматские союзы, признаки «матриархата» исчезли. Сарматское общество стало «патриархальным».

Знатные женщины нередко выполняли почетные жреческие функции. Показательно, что в могилу умершей женщины, даже девочки, нередко клали, кроме украшений, и предметы вооружения. Родовое кладбище, как правило, формировалось вокруг более раннего захоронения знатной женщины — предводительницы или жрицы, которую родичи почитали как праматерь.

О сарматских женщинах-воительницах сообщали античные авторы, жившие в ту эпоху. Так, греческий историк Геродот отмечал, что их женщины «ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду… Ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага». Псевдо-Гиппократ также сообщал, что сарматские женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики. Он приводит и такую удивительную деталь: у девушек нередко удаляли правую грудь, чтобы вся сила и жизненные соки перешли в правое плечо и руку и сделали бы женщину сильной наравне с мужчиной. Сарматские женщины-воительницы, вероятно, послужили основой древнегреческих легенд о загадочных амазонках.

Сарматы: wikipedia.org

2
0
Прокомментировать
Ответить