Ответить
Asyat Alisultanova
декабрь 2015.
1185

Боятся ли европейские государства,что мусульмане Албании,которые составляют большую часть населения страны,рано или поздно перейдут на сторону ИГИЛ?

Ответить
Комментировать
1
Подписаться
0
2 ответа
Поделиться

В 1930 г. одна из последних переписей населения до того, как в 1967 г. Албания была объявлена единственной в мире полностью атеистической страной, показала, что 50 % населения - мусульмане-сунниты (ханафитский мазхаб), 20% - православные христиане (в основном на юге), 20% - мусульмане-бекташи (исламский орден, имеющий сильные связи с шиизмом, также на юге страны) и 10% - католики (на севере, прежде всего в горных районах и в городах Шкодре и Леже.

В 1990-е годы началось возвращение людей к своим корням (часто религиозная принадлежность определялась только по фамилии, которую носила семья). Однако перечисленные четыре религиозных направления существуют в полной гармонии, албанцы легко заключают межрелигиозные браки, религиозные каноны в полноте соблюдают только очень малые группы населения. Например, практически не соблюдается запрет на употребление свинины или алкоголя, более того, многие албанские мусульмане и не знают, что такой запрет существует. Люди ходят в самой обычной для нас одежде (если не считать естественных в другой стране различий в фасоне или цвете). Албанцы в Албании обладают абсолютной религиозной толерантностью, возможно, это самая толерантная страна во всей Европе. 

В Албании  мусульмане часто участвуют в праздновании Пасхи или Рождества, а христиане празднуют Новруз или Байрам. Есть места совместного религиозного поклонения, например, мусульмане и христиане могут проводить ночь в монастырях или церквях (vakëf), чтобы получить благословение и исцелиться от каких-либо болезней.


Ряд турецких и арабских религиозных организаций выделяет финансовую помощь тем, кто носит конфессиональную одежду и соблюдает внешний вид, предписанный мусульманину в консервативном исламе (паранджа, полностью прикрытое тело у женщин, у мужчин - панталоны, борода), но это находит отклик только у беднейших слоев населения (часто среди цыган). Экстремистские идеи не получают широкого распространения в среде албанцев. Безусловно, как и в каждой европейской стране, есть проблема, связанная с пропагандой экстремистского ислама, но эти взгляды крайне далеки от абсолютного большинства албанцев, кроме того, источником этих идей часто становится не Турция или арабский мир, но они приходят в Албанию опосредованно, через Западную Европу.

Здесь очень важно не путать Албанию и албанские земли бывшей Югославии (прежде всего Косово и Западную Македонию), поскольку в отличие от Албании, албанцы бывшей Югославии практически полностью исповедуют ислам (кроме незначительных групп католиков в Черногории и Косово, а также практически исчезнувшей в наши дни группы православных албанцев в области Река в Западной Македонии). Во югославское время ислам был одним из оснований для идентичности албанцев и их противопоставления сербам / черногорцам / македонцам (в абсолютном большинстве православным), однако было бы большой ошибкой трактовать гражданскую войну в Косово в 1990-е годы или этнический конфликт в Македонии в 2001 г. как религиозные. В основном проблемы носили этнический характер и не последнюю роль сыграла дискриминация албанского населения со стороны большинства.

Приоритетом для внешней политики Албании является интеграция в Европейский Союз. Население (кроме той части интеллигенции, которые получили образование до 1960-х годов и имеют ярко выраженные просоветские и пророссийские взгляды) в основном разделяет это стремление, поскольку надеется, что это улучшит экономическую ситуацию в стране и даст им большую мобильность. В принципе исключено, чтобы ИГИЛ или иные экстремистские организации (необязательно религиозного толка) имели поддержку среди албанцев Албании в обозримом будущем, как исходя из сложившейся в стране толерантной религиозной культуры, так и учитывая основные политические тренды последних десятилетий. Весь мой опыт полевой работы в Албании (в первый раз я приехал в 2008 году, а более-менее систематически занимаюсь полевыми исследованиями с 2010 года) говорит об этом.

Скажу по своему опыту (провел 2 недели в Албании, познакомился там с разными людьми).

Как мне кажется, Албания только на бумаге страна с мусульманским населением. Христианские храмы встречаются если не чаще, то уж точно не реже мечетей. У народа нет никакой религиозности (социалистическое прошлое с атеизмом до сих пор дает о себе знать). То есть я не помню женщин в хиджабах и прочего. Да, периодически слышно муэдзина, но так же его было слышно и в Македонии, и в Косово. А уж чего-то более радикального там не встречалось тем более.

Такое опасение, возможно, имеет смысл в Косово, но к Албании, как мне кажется, должно относиться в меньшей степени.