Ответить
Vic Frag
декабрь 2015.
4197

Насколько распространен атеизм в мусульманских народах? Например, среди чеченцев, живущих в ЧР? А среди казанских татар? А в Турции?

Ответить
Комментировать
0
Подписаться
7
8 ответов
Поделиться

Боюсь, что вопрос поставлен не совсем корректно. Тут проблема в том, что атеизм в том виде в котором мы его в основном знаем и понимаем - культурный феномен секулярной европейской культуры нового/новейшего времени. Для остальных обществ самой такой проблемы в общем-то не стоит. То есть для для Запада в широком смысле этого слова ценности атеизма, агностицизма или секуляризма выработались в процессе долгой и сложной борьбы государства и общества с одной стороны и католической церкви (которая была отдельным центром политической, экономической и культурной власти) с другой. Атеизм стал одним из символов свободомыслия, неподчинения церковной иерархии.

В тех же обществах, которые не знали подобной борьбы или не находились под непосредственным влиянием Европы, подобной проблемы просто не возникло: атеизм тут если и может как-то декларироваться, то только в качестве своеобразного проявления вестернизации. Религиозная же принадлежность есть в бОльшей степени фактор культурной или даже этнической самоидентификации.

Например, лет 12 назад слышал я байку про то, как советский аспирант-арабист прибыл в некую ближневосточную страну на практику. В аэропорту он заполнял анкету в которой была графа "вероисповедание". Аспиран был человеком советским и потому гордо и размашисто написал в этой графе "атеист". Пограничник посмотрел в анкету и говорит: "Тут у тебя заполнено неправильно, перепиши". Аспирант снова взял анкету и снова написал: "атеист". Тогда пограничник отбирает у него вторую анкету, выбрасывает и говорит: "Нет такой религии "атеист"! И пишет своей рукой слово "христианин".

В этой истории важно то, что для араба-пограничника вопрос того, правда ли стоящий перед ним иностранец верит в троичность божества, соблюдает ли он посты по средам и пятницам и т.д. совершенно не важен - ему важно поместить в своей голове этого человека на некую полочку и эта полочка называется "христианин". А вот пограничник - мусульманин. Для него не является проблемой как и во что он верит. Это вообще никого не касается. "Мусульманин" тут это некое целостное видение мира. Рискну предположить, что конкретный мусульманин в бога-то может и не верить, то есть быть на самом деле стихийным атеистом. Но для него это скрее всего не является чем-то важным. Он может ходить в мечеть, соблюдать пищевые запреты, но делать это механически, просто отдавая дань традиции.

Точно так же будет делать огромное количество индусов или буддистов. Есть жизнь, есть религия со своими обрядами. которая является просто частью этой традиционной жизни. а убеждения... А какие ещё убеждения...? :)

Сложно ответить. Я родом с Кавказа, но с 9 лет росла в Москве, и постепенно мои взгляды из привитых исламских трансформировались в атеизм, происходило это с возрастом, определенной литературой что я читала, круг друзей, разговоры что я слышала от тех родственников что считают себя правыми мусульманами, и видя хаос и бесправие (особенно женское) в арабских странах, и в какой то момент я поняла что не верю ни во что кроме науки. Другие религии я сразу отвергла, мне кажется это шило на мыло менять. Единственное "но", от большей части родственников я вынужденна скрывать свои взгляды, ибо разговоры за спиной штука не самая приятная. В курсе только мама, сестра и друзья.

Ислам для многих является не столько религией в том виде, в котором понимает Бога западный мир, сколько частью жизни, быта, уклада, частью существования. Поэтому тут сложно говорить об атеизме. Если только атеизм "привнесут извне", как, к примеру насильственно насаждают демократию известные нам страны - в этом случае можно сказать, что среднестатистический мусульманин сможет быть атеистом. Такое происходило в Советском Союзе, но все равно не получилось, так сказать, до конца. У меня дядя был начальником в колонии для осужденных, при этом оставался весьма набожным человеком и дома содержал очень богатую научную и религиозную библиотеку. Отец делал партийню карьеру, отличился лекциями на тему научного коммунизма, но это не мешало ему делать ритуальные обрезания своим сыновьям и читать Намаз. И так далее. Примеров в Татарстане - пруд пруди. Повторюсь - Ислам - это на уровне культуры жизни.

показать ещё 5 ответов