Ответить
Кирилл Леоненко
декабрь 2015.
588

Какими вы видите фильмы через 100 лет, когда большинство идей для сюжетов закончатся, а 3D и современные спецэффекты устареют?

Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
9 ответов
Поделиться

Кино как нарративное, в первую очередь, искусство (и во вторую очередь визуальное) никуда за 100 лет не денется и, скорее всего, принципиально не изменится.

Как не делись никуда театр с литературой за все столетия и тысячелетия своего существования. И литература - это по-прежнему буквы на контрастном фоне, а театр - говорящие люди. Но заметные изменения в кино, конечно, возможны, более того, они происходят прямо сейчас, и это не 3D. Тут главный вопрос в том, что считать фильмом. Американский киновед и философ Ноэль Кэрролл предложил концепцию "движущегося изображения" (moving image), которая включает в себя кино, телевидение, видеоигры и любые похожие медиумы, какие могут появиться в будущем (голограммы, виртуальную реальность и т.д.). В этом контексте сразу заметно сходство между кино и, например, видеоиграми, и по их происхождению - кинетоскоп Эдисона их общий предок, и по строению - в нарративном кино и во многих играх применяются одни и те же принципы драматургии, игры заимствовали у кино законы построения кадра, визуальные конвенции и т.д. Таким образом очевидно, что, например, интерактивное кино, появление которого многие ожидают в будущем, давно уже существует - это GTA, Fallout, шутеры и тому подобное - то есть современные нарративные игры.

Для анализа изменений в нарративных искусствах еще важно понимать, что люди способны воспринимать одну и ту же историю много раз с не угасающими эмоциями - это доказано Шекспиром, Колобком и Рамаяной. То есть идеи для сюжетов не закончатся никогда, потому что их можно перерабатывать бесконечно. Поэтому, как бы ни менялись спецэффекты, и как бы ни расслаивалась аудитория "движущихся изображений" (между фильмами в кинотеатре, фильмами по телевизору и фильмами-играми), нарративность и драматургия в этих фильмах изменятся не значительно. Они, на самом деле, сейчас такие же, какими были в немом кино 90-100 лет назад.

Единственное, что может случится - кино перестанет быть главным массовым искусством, а появится еще одно более популярное искусство, не связанное с восприятием движущихся изображений глазами. Компьютер в виде шапочки из фольги будет электрическими импульсами ритмически почёсывать ваш гипокамп.

Думаю, через 100 лет кино таким, каким мы его знаем сейчас, будет ретро-аттракционом для любителей. Скорее всего, кино в будущем будет сливаться с компьютерными играми в одно медиа, и пойдет по пути погружения зрителя (игрока) в виртуальный мир (очки виртуальной реальности).

Наверное, какое-то количество режиссеров снимающих авторское кино останется, но это всё будет уделом фестивальной публики.

Развитие кинотехнологий - это, все же, не только аттракцион. Первые люмьеровские фильмы (немое черно-белое кино со статичной камерой и отсутствием монтажа) отличаются от современного кино не только технологически.

Любые технологические новшества (комбинированные съемки, движущаяся камера, звук, цвет и т.п.) всегда вели к изменению и развитию киноязыка. Вероятно, этот процесс продолжится.

показать ещё 6 ответов