Наталья Леньшина
декабрь 2015.
466

Какие хорошие тесты на IQ вы знаете?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
2 ответа
Поделиться

Сама идея коэффициента интеллекта, которая берёт своё начало в сегрегационных поверьях, коим придавалось научное сообщество, до начала недавнего времени, официально (и продолжает это практиковать по сей день, но имплицитно/завуалировано), находит отклик в работах и методиках А.Бине (одних из первых работ, ориентированных на создание методики объективного измерения интеллекта). Им были созданы различные тесты для детей школьного возраста. Среди них имелись тесты на чтение, вербальные ассоциации, память, а также простые арифметические задачи. Основоположником его работ являлся выдающийся немецкий психолог Герман Эббингауз, который, экспериментально исследуя человеческую память, открывает различия между двумя её формами: имплицитной, выражающейся в облегчении заучивания, и эксплицитной, выражающейся в непосредственном воспроизведении. Он разработал тесты имплицитного запоминания и показал, что материал, который не воспроизводится непосредственно, а также не узнается, тем не менее присутствует в памяти, так как облегчает повторное научение. Изучая умственные способности детей, Г. Эббингауз создает в 1897 г. тест, впоследствии названный его именем. Он полагал важной характеристикой интеллекта способность комбинировать и составлять слова в значимое целое. Примененный в конструировании теста принцип «дополнения» по сегодняшний день широко используется в психодиагностике. Однако лишь многолетний труд А. Бине и его сотрудников привел к созданию тестов интеллекта, которым была суждена долгая жизнь.

С исследований А. Бине и его ближайших коллег началось «очищение» ранее сложившегося ряда тестов от тех, которые измеряли индивидуальные различия, непосредственно не связанные с интеллектом. Тем самым теоретически и эмпирически были намечены контуры психического образования, ныне называемого интеллектом (гениальное решение проблемы диагностики интеллектуального уровня, данное А. Бине, заключалось в предложении подвергать детей таким испытаниям (тестам), о которых известно, в каком возрасте нормальные дети их верно решают).

Однако эта разность для различных возрастных групп имеет неодинаковое значение, так как развитие интеллекта идет неравномерно. Один год опережения или отставания в интеллектуальном развитии для 4-летнего ребенка имеет гораздо большее значение, чем для 12-летнего. В связи с этим Вильям Луис Штерн предложил определять не абсолютную меру интеллекта — разность, а относительную. Здоровый сон — это важно Как высыпаться?Всегда ли человек видит сны, когда спит, и как научиться их запоминать?Какие действительно работающие методы засыпания существуют?Узнать, как управлять своим сном

Так появился знаменитый коэффициент (Intelligence Quotient), сокращенно IQ, формула которого имеет следующий вид:

IQ = умственный возраст / хронологический возраст * 100

Впоследствии коэффициент интеллекта будет выражен в единицах стандартного отклонения, что показывает, в каком отношении находится результат данного обследуемого к средней величине распределения результатов для его возраста. Один из вариантов IQ-тестов, созданных на основе этого направления (множественная дифференциация различных типов/видов интеллекта) — тесты Айзенка.

Однако, у всех вышеперечисленных методик есть один большой минус — они ориентированы на людей, которые выросли в определённой (европоцентрической) культурной парадигме. Существует иной тип методик, которые ориентированы на измерение показателей интеллекта, без предвзятой привязки его к социокультурному фону — это прогрессивные матрицы Равена (Raven Progressive Matrices). Матрицы Равена могут применяться на выборках испытуемых с любым языковым составом и социокультурным фоном, с любым уровнем речевого развития.

Поскольку известны три варианта матриц Равена, то следует заметить, что каждый из вариантов предназначен для проведения диагностической работы с определённым контингентом испытуемых.

1) Цветные прогрессивные матрицы (от 4,5-9 лет; испытуемые с аномальным развитием; реабилитационные исследования лиц после 65 лет)

2) Стандартные прогрессивные матрицы (дети от 8-14 лет; взрослые от 20 до 65 лет)

3) Продвинутые прогрессивные матрицы (испытуемые с интеллектуальными способностями выше среднего)

Это лишь ключевые направления, существующие в области изучения интеллектуальных способностей, процесса их становления и развития. С уверенностью сказать, какие из них лучше, а какие хуже, я не смогу, ибо всё зависит от целей и задач исследования.

Да все используют тест Векслера, старый и надежный. Умственную отсталость по нему проверяют в психиатрии (подтверждают)Правда долгий очень и не пройти его на компьютере, нужен тот, кто будет зачитывать, например, слова для проверки памяти, проверять знание "словаря". Правда можно использовать из этого большого теста только одну шкалу памяти, а потом по специальной таблице перевести ее показатели в интеллект. Правда, это несколько снижает точность... А, вообще, тесты на интеллект особенно никому не нужны. Как там один из создателей подобного теста говорил, отвечая на вопрос о том, что такое интеллект: "Интеллект - это то, что показывает мой тест" Этим все сказано)

Ответить