Какие формы опроса являются наиболее эффективными при проведении социологических исследований в России?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
15
1 ответ
Поделиться

Нет инструмента, который бы позволял решать все задачи с равным успехом.

Каждая форма получения социологической информации (репрезентативный массовый опрос, включенное наблюдение, почтовый опрос, онлайн-анкетирование и т.п.) может отвечать лишь очень определенному и ограниченному классу задач, то есть выбор инструментария обусловлен целями исследователя и его ресурсами (финансовыми, людскими, техническими, информационными). Кроме того, имеет значение и соотношение «цена-качество».

Телефонные опросы (популярные в европейских странах с компактным и обеспеченным населением) у нас в стране не годятся, поскольку уровень телефонизации (наличие стационарных аппаратов по месту жительства) очень сильно различается: в Москве он близок к 97%, в селах — 20-35%. Поэтому для обеспечения репрезентативной (то есть, точно соответствующей структуре населения) выборки для опросов этот способ не годится. Но в Москве и других мегаполисах (городах-миллионерах) этот способ сбора информации вполне допустим для коротких интервью (не более 5–10 минут).

Еще более проблематичны опросы по мобильным телефонам, поскольку нет их полной базы номеров, нельзя отождествлять номер телефона с конкретной личностью (у одного человека может быть больше двух номеров).

Еще менее надежна для таких исследований (для задач получения полной картины о мнениях или поведении населения) процедура опросов по интернету, поскольку невозможно точно установить, кто отвечает (каковы характеристики респондента), равно как и проверить, тот ли он, каким он себя представляет. При всей кажущейся доступности и дешевизне онлайн-опросов, не существует надежных способов построения модели аудитории, списков пользователей, на основе которых можно было бы строить выборочные модели всей совокупности опрашиваемых. Но для некоторых исследований рынка этот метод вполне достаточен, скажем, для выявления товарных предпочтений продвинутой молодежи (жители крупных городов в возрасте 15–30 лет), постоянно пользующейся сетями и свободно ориентирующейся в этом пространстве, как раз этот метод опроса «продвинутой группы» может быть вполне достаточен.

Почтовый опрос никогда не бывает надежным, поскольку, как правило, возврат анкет не превышает 5–7 % от рассылаемых опросных листов или анкет. Он может быть только «разведочным».

Гораздо более надежны (но и более сложны и трудоемки) массовые опросы (личное интервьюирование face-to-face), проводимые по репрезентативной выборке известного множества населения (населения страны в целом или какой-то определенной группы, например, студентов университета или пенсионеров). Но и здесь возникает куча профессиональных проблем, от которых зависит качество опроса — точность статистической базы. На больших массивах всегда есть расхождения между наличным составом опрашиваемых и их списочным составом. Люди могут заболеть, быть в отпуске, в армии, в тюрьме, умереть и т.п. Списки (статистические базы) всегда неполны или содержат массу ошибок и неточностей.

Ну и, наконец, качество и добросовестность самих интервьюеров — это тоже отдельная проблема, которая постоянно обсуждается в профессиональной среде. Разработано множество методик контроля, позволяющих снизить такого рода опасности, но устранить их полностью никому никогда не удавалось.

Поэтому все зависит от того, что хочет исследователь: например, социолог, занимающейся юношеской субкультурой, может ограничиться «включенным наблюдением» в повседневную жизнь конкретной группы подростков, живущих вместе в одном квартале, или провести с ними неформальные интервью (по четко заданному кругу проблем и вопросов). И ему этого будет достаточно для получения картины.

Мы в Левада-центре используем целый ряд различных форм опроса: массовый репрезентативный опрос населения, блиц-опросы на улицах города, опросы конкретных профессиональных или социальных групп (например, врачей, учителей, писателей, полицейских, бомжей, глубинные интервью с экспертами и т.п.). В некоторых случаях — телефонные опросы, но только городского населения.

Ответить