Александр Звонарёв
декабрь 2015.
2133

Какие есть произведения русской литературы, бывшие популярными в XIX веке, но не ставшие классикой?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
12
4 ответа
Поделиться

Граф Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов (1848—1913) — поэт, прозаик, публицист.

Его литературный дебют состоялся в 1869 году (стихи в журнале «Заря»); известность же пришла в середине 1870-х годов, когда он печатался в журналах «Дело» и «Вестник Европы». В 1873 году сблизился с В. В. Стасовым, стал завсегдатаем его музыкальных собраний. При содействии Стасова опубликовал поэму «Гашиш» (1875), которая вызвала многочисленные рецензии, в том числе и сдержанный отклик И. С. Тургенева. Был близким другом и творческим единомышленником М. П. Мусоргского. На стихи Голенищева-Кутузова композитор написал вокальные циклы «Без солнца» (1874) и «Песни и пляски смерти» (1875—1877), балладу «Забытый» (1874), романс «Видение» (1877); Голенищев-Кутузов написал либретто оперы «Сорочинская ярмарка».

Широкую литературную известность ему принёс первый сборник стихотворений «Затишье и буря» (1878). Отдельным изданием вышла драматическая хроника «Смута (Василий Шуйский)» (1879), которую он написал под впечатлением «Бориса Годунова» Мусоргского.

В стихотворном сборнике «Затишье и буря» и в сборнике «Стихотворения» (1884) преобладали религиозно-мистические настроения, которым сопутствовали созерцательность, бесстрастность, скептицизм, разочарование («К Мефистофелю»); он искал отдохновения в красоте — «где бы и в чём бы она ни проявлялась: в окружающей ли природе, в людях, или в области отвлеченной мысли». В сборник стихов 1884 года были включены драматическая сцена «Смерть Святополка», поэмы «Дед простил», «Рассвет», «Старые речи». Эти лирические поэмы, по мысли В. С. Соловьёва, связаны между собой как последовательные ступени в развитии одних и тех же «буддийских настроений»: он выступает здесь как «поэт смерти и Нирваны». Однако «буддийские настроения» поэзии Голенищева-Кутузова — это не столько поэтизация смерти, сколько осознание безмерной власти природы и ничтожества человека перед ней. Здесь — трагическая доминанта его творчества, предвосхищавшая многие искания поэтов XX века, в частности А. А. Блока и А. Белого.

В 1890-е годы Голенищев-Кутузов в Петербурге становится центральной фигурой салонно-аристократических литературных кругов (в т. ч. «пятниц» К. К. Случевского). В 1894 году вышло собрание стихотворений Голенищева-Кутузова в двух томах. В 1905 году вышло трёхтомное собрание сочинений; в первый том были включены все лирические стихотворения, во второй — поэмы, в третий — драматические произведения. В это время он начал работать над трилогией в прозе «Даль зовет. Из воспоминаний скитальца», которая содержит мысли о прошлом и современном состоянии европейской цивилизации, «неприемлемой для России». Он полагал, что идеи французской революции, «взятые напрокат», вносят в жизнь русского народа «лишь борьбу, смуту и разорение».

В 1912 году выпустил сборник стихотворений «На закате» и прозаический сборник «На летучих листках», окрашенные пессимистическим философствованием, фатализмом и пессимизмом по поводу будущего России. В 1914 году вышло посмертное собрание сочинений в 4 томах.

В советское и постсоветское время сочинения Голенищева-Кутузова не переиздавались. Дореволюционные издания его творческого наследия ныне представляют библиографическую редкость.

Дмитрий Ширяевотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
8
0
Прокомментировать

Мне прежде всего приходит в голову О.И. Сенковский (Барон Брамбеус), который имел огромную популярность в 30-х годах 19 века, но потом был сильно задвинут и классикой так и не стал, возможно, по той причине, что смертельно рассорился с будущими классиками Пушкиным и прежде всего Гоголем. "Прогрессивная" критика тех лет его ругала за гедонизм, но по мне его суждения о жизни достаточно тонкие и интересные. Кроме того, Сенковский был очень разносторонним и образованным человеком, родоначальник русского востоковедения во многом.

По сюжетам и стилю он своего рода соперник Гоголя, видимо поэтому они друг друга терпеть не могли. Очень рекомендую почитать его повести, в частности "Фантастические путешествия Барона Брамбеуса", "Похождения одной ревижской души", "Большой выход у Сатаны", "Записки домового", "Вся женская жизнь в нескольких часах", "Незнакомка", "Теория образованной беседы", да и вообще всё, что найдете. Он выходил даже и в позднесоветское время, то есть нельзя сказать, что его совсем забыли, просто котировался как реакционный писатель третьего ряда.

Затем М.И. Загоскин. Автор многочисленных исторических романов под общим названием "ХХХХ, или русские в YYYY году", тоже весьма популярных в середине 19 века. На его "Рославлева" (как бы за историческую недостоверность) наехал Пушкин устами главной героини его собственного "Рославлева". Я, честно скажу, ниасилил его романов, показалось слишком скучными, но это, конечно, только мое мнение. Многие считают, что он забыт незаслуженно.

Arch-enemy русской литературной мысли по версии советских учебников - Ф.В. Булгарин. Тоже был очень известным автором. Его "Иван Выжигин" и "Популярные небылицы" имели огромную популярность. Литературоведы считают Булгарина основоположником жанра плутовского романа (Выжигин), с чем я могу согласиться, и прдшественником Гоголя, с чем я не могу согласиться, поскольку отказываюсь записывать "Мертвые души" в плутовские романы. Тем не менее, это довольно интересный писатель, которого тоже забыли во многом из-за его вражды с главными героями советских учебников.

9
-2
Прокомментировать

Очень популярный и малоизвестный сейчас писатель —В. А. Соллогуб (не путать с Сологубом-Тетерниковым, символистом). Представитель "натуральной школы", автор повестей и водевилей. Испытал влияние Гоголя. Сборник повестей относительно недавно издавала Азбука, в своей серии покетбуков.

4
0
Прокомментировать

Из первой половины ХIХ века на ум приходят поэты-декабристы, Одоевский, Аксаков, которых сейчас почти не читают. Аксаков своей "Семейной хроникой" оказал колоссальное влияние на Тургенева, Толстого,  Достоевского, да и вообще на весь литературный процесс того времени. Ещё были популярны поэты Полежаев, Кольцов. 

В 1830-х огромной популярностью пользовались исторические романы (из-за В.Скотта, естественно). В России зачитывались ими, самые популярные авторы — Вельтман, Масальский, Полевой, Булгарин, Лажечников, Загоскин. Очень важно было художественно оформить историю, наполнить её занимательными сюжетами (что было продиктовано эстетикой В.Скотта и Гюго). 

Во второй половине века были писатели-шестидесятники, "вдохновлённые" Чернышевским - Помяловский, Слепцов, Решетников. Эдакие социалисты-революционеры, желающие взрастить гражданское чувство в читателе, на художественную часть немного забивали. Правда, можно найти у них несколько неплохих вещей, например "Очерки Бурсы" Помяловского - про воспитание в бюрократической системе благонравного чиновника или "Подлиповцы" Решетникова - очень мрачная история про крестьян, перекликающаяся с некрасовским "Кому на Руси жить хорошо".

Очень рада, что выше написали про Сенковского.

3
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью