Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Если с ребенком совсем не играть в развивающие игры, просто любить и заботиться о нем, скажется ли это как то на качестве его развития?

ПсихологияИсторияНаука
Masha Konova
  · 14,3 K
Учитель литературы. Редактор журналов "Дошкільне виховання", "Учитель початкової школи"  · 23 окт 2015

Любовь, забота и развивающие игры - настолько широкие понятия, что позволяют ответить на Ваш вопрос как стопроцентным "да", так и стопроцентным "нет". Попробуем разобраться.

Ребенок, появившись на свет, не имеет никаких знаний о мире, потому всё, с чем он сталкивается в жизни, является для него источником развития. Задача взрослого - сделать это развитие безопасным для ребенка, разнообразным и понятным.

Дети, которые только научились сидеть, обожают ронять игрушки на пол, замечали? Это уже развивающая игра: проверить, всегда ли брошенная игрушка полетит вниз. Взрослый дает ту же или новую игрушку - значит, включается в игру.

Залезть в работающую духовку - тоже, с точки зрения малыша, развивающая игра (понять, что такое горячо и почему это загадочное "горячо" просят не трогать), вот только она не является безопасной.

"Ладушки-ладушки", "Сорока-ворона" - это развивающие игры. Они развивают мелкую моторику, действуют как точечный массаж ладоней, где очень много нервных окончаний, а мелкая моторика напрямую связана с речевыми центрами мозга.

Простой разговор с годовалым малышом: "Смотри, это мячик, мячик круглый и красный. А это машинка, она маленькая, синяя, едет. Дай мне синюю машинку. Возьми красный мячик" - обучающая игра: ребенок изучает понятие цвета, размера и формы. Сами понимаете, как легко превратить в развивающую игру простую прогулку. Да и здесь не надо усилий взрослого - ребенок сам поведет игру, взрослому достаточно подключиться, отвечать на вопросы, искать самый маленький осенний листик или самый яркий цветочек, и всё, процесс идёт полным ходом. Выдумывать ничего не нужно, это всё вполне входит в понятия "любить" и "заботиться", правда же?

А теперь посмотрим на другую ситуацию: любить и заботиться - это обеспечивать ребенка самым лучшим. Потому давайте включим ему магнитофон с английским, видео про космос, набросаем интерактивных игрушек и оставим его в компании с этим всем, а сами уйдем заниматься своими делами. Что будет на выходе? А ничего хорошего. Из магнитофона ребенок в лучшем случае ухватит произношение некоторых английских звуков, но вряд ли поймет, что это другой язык, а значит, начнет добавлять эти звуки в свой родной язык, а в худшем - воспримет его как фоновый шум, не несущий смысловой нагрузки, как звук трамвая под окном. Гораздо эффективнее было бы вместе со взрослым потанцевать под англоязычную песенку какой-то смешной танец, так ребенок хотя бы на звучании наверняка сконцентрировался, а если много раз бы послушал - то и текст бы запомнил (правда, без очень грамотного подхода смысла в этом тоже не шибко много, я в 3 года знала кучу английских стишков, не умея правильно дробить их на слова, и отдельно переводы к ним). Развивающим игрушкам ребенок может найти другое не менее развивающее применение - проверить, тонут ли они в ванне, например, или что будет, если уронить их с высоты табуретки. Обущающий фильм или аудиокнига хороши, но их нельзя перебить и задать им вопрос, если что-то непонятно, так что живое чтение или просмотр развивающих передач со взрослым будет куда эффективнее.

Понятно, что взрослые сейчас очень и очень загружены, приходят домой спать и не находят силы на занятия с ребенком. Но простые разговоры, в которых ребенок учится строить предложения длиннее, чем в три слова - это уже очень много для его развития. А уж совместные прогулки, игры и комментированное чтение на ночь всего по 2-3 странички в день - большной вклад в развитие умственной сферы малыша.

Интеллектолог, зоопсихолог, автор синтетической психологии и МИО(с)-технологии.  · 19 мая 2015
Прижизненное развитие мозга хорошо изучено таким направлением науки, как бихевиоризм. Оно исследует процессы приобретения и использования жизненного опыта. В развитии интеллекта выделяются так называемые "чувствительные периоды", соответствующие активности вполне определенных структур мозга. Раньше эта структура ЕЩЕ не работает, по окончании чувствительного периода -... Читать далее
А точно ли причина плохого внимания была в этом (в игрушках в манеже)? Может быть, мама и дальше выделялась... Читать дальше
Точно никто не знает, как именно развивается и функционирует человеческий мозг и человеческий интеллект. Но есть разные теории. Согласно одной из них очень важным для формирования человеческого интеллекта являются первые пять лет жизни ребенка. За это время человеческий мозг готовится к предстоящей жизни. И готовится к решению предстоящих задач. Если такие задачи... Читать далее