Masha Konova
октябрь 2015.
9036

Если с ребенком совсем не играть в развивающие игры, просто любить и заботиться о нем, скажется ли это как то на качестве его развития?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
7
3 ответа
Поделиться

Любовь, забота и развивающие игры - настолько широкие понятия, что позволяют ответить на Ваш вопрос как стопроцентным "да", так и стопроцентным "нет". Попробуем разобраться.

Ребенок, появившись на свет, не имеет никаких знаний о мире, потому всё, с чем он сталкивается в жизни, является для него источником развития. Задача взрослого - сделать это развитие безопасным для ребенка, разнообразным и понятным.

Дети, которые только научились сидеть, обожают ронять игрушки на пол, замечали? Это уже развивающая игра: проверить, всегда ли брошенная игрушка полетит вниз. Взрослый дает ту же или новую игрушку - значит, включается в игру.

Залезть в работающую духовку - тоже, с точки зрения малыша, развивающая игра (понять, что такое горячо и почему это загадочное "горячо" просят не трогать), вот только она не является безопасной.

"Ладушки-ладушки", "Сорока-ворона" - это развивающие игры. Они развивают мелкую моторику, действуют как точечный массаж ладоней, где очень много нервных окончаний, а мелкая моторика напрямую связана с речевыми центрами мозга.

Простой разговор с годовалым малышом: "Смотри, это мячик, мячик круглый и красный. А это машинка, она маленькая, синяя, едет. Дай мне синюю машинку. Возьми красный мячик" - обучающая игра: ребенок изучает понятие цвета, размера и формы. Сами понимаете, как легко превратить в развивающую игру простую прогулку. Да и здесь не надо усилий взрослого - ребенок сам поведет игру, взрослому достаточно подключиться, отвечать на вопросы, искать самый маленький осенний листик или самый яркий цветочек, и всё, процесс идёт полным ходом. Выдумывать ничего не нужно, это всё вполне входит в понятия "любить" и "заботиться", правда же?

А теперь посмотрим на другую ситуацию: любить и заботиться - это обеспечивать ребенка самым лучшим. Потому давайте включим ему магнитофон с английским, видео про космос, набросаем интерактивных игрушек и оставим его в компании с этим всем, а сами уйдем заниматься своими делами. Что будет на выходе? А ничего хорошего. Из магнитофона ребенок в лучшем случае ухватит произношение некоторых английских звуков, но вряд ли поймет, что это другой язык, а значит, начнет добавлять эти звуки в свой родной язык, а в худшем - воспримет его как фоновый шум, не несущий смысловой нагрузки, как звук трамвая под окном. Гораздо эффективнее было бы вместе со взрослым потанцевать под англоязычную песенку какой-то смешной танец, так ребенок хотя бы на звучании наверняка сконцентрировался, а если много раз бы послушал - то и текст бы запомнил (правда, без очень грамотного подхода смысла в этом тоже не шибко много, я в 3 года знала кучу английских стишков, не умея правильно дробить их на слова, и отдельно переводы к ним). Развивающим игрушкам ребенок может найти другое не менее развивающее применение - проверить, тонут ли они в ванне, например, или что будет, если уронить их с высоты табуретки. Обущающий фильм или аудиокнига хороши, но их нельзя перебить и задать им вопрос, если что-то непонятно, так что живое чтение или просмотр развивающих передач со взрослым будет куда эффективнее. Немного о любви Почему спустя три месяца после расставания все равно больно?Нужно ли мириться с недостатками партнера или пытаться их исправить?Как вы прекращали отношения со своей второй половинкой?Найти свою любовь

Понятно, что взрослые сейчас очень и очень загружены, приходят домой спать и не находят силы на занятия с ребенком. Но простые разговоры, в которых ребенок учится строить предложения длиннее, чем в три слова - это уже очень много для его развития. А уж совместные прогулки, игры и комментированное чтение на ночь всего по 2-3 странички в день - большной вклад в развитие умственной сферы малыша.

Прижизненное развитие мозга хорошо изучено таким направлением науки, как бихевиоризм. Оно исследует процессы приобретения и использования жизненного опыта.

В развитии интеллекта выделяются так называемые "чувствительные периоды", соответствующие активности вполне определенных структур мозга. Раньше эта структура ЕЩЕ не работает, по окончании чувствительного периода - УЖЕ не работает. Некоторые из чувствительных периодов так важны для дальнейшей жизни, что их называют "критическими". Последовательность чувствительных периодов и их календарное распределение ученым известны.

Если в данном чувствительном периоде мозг не имеет "сырья" для активной работы (то есть, нет необходимости тренироваться в решении соответствующих задач), то эти структуры не развиваются или развиваются неправильно. Именно поэтому мы так внимательно следим за тем, когда ребенок начал садиться или заговорил, какие игрушки нужны ему в том или ином возрасте и т.п. Этим и определяется воспитательная деятельность взрослых по отношению к ребенку. Именно по этому принципу построены школьные программы.

Эти связи детально изучены современной СИНТЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИЕЙ.

Могу привести в пример реального ребенка, которому в полгода наваливали в манежик кучу самых разных игрушек - мама так понимала свою заботу о малыше. А в этом возрасте развиваются структуры, отвечающие за внимание и запоминание элементов информации, за связывание разных данных - например, объединение разных признаков и свойств предмета в его полный образ. В результате ребенок не способен ни на чем сосредоточиться и запомнить даже простые вещи. Уже в начальных классах школы дело дошло до очень серьезных осложнений.

Поэтому просто любить ребенка недостаточно, надо еще и учить его тому, что необходимо ему в ЖИЗНИ. А строить свою жизнь надо уметь любому, независимо от того, академик он или бомж.

Точно никто не знает, как именно развивается и функционирует человеческий мозг и человеческий интеллект. Но есть разные теории. Согласно одной из них очень важным для формирования человеческого интеллекта являются первые пять лет жизни ребенка. За это время человеческий мозг готовится к предстоящей жизни. И готовится к решению предстоящих задач. Если такие задачи возникают в течение этих пяти лет, в человеческом мозгу возникают структуры для их решения в будущей жизни. Или эти структуры уже существуют и если они не востребованы, они отмирают.

Похоже, мозг является универсальной машиной для решения самых разных задач. И он изначально способен решать эти самые разные задачи. Именно поэтому, если такие задачи в течение этих пяти лет не возникают, части мозга, способные их решать, просто отмирают.

Если все именно так, то возникает пара вопросов. Первый - ребенку на самом деле не очень-то и нужны развивающие игры. Ему в первую очередь нужна просто ясная постановка новых задач. Можно включить магнитофон с иностранным языком. Ребенок ничего не понимает, но это и не нужно. Главное, что не исчезли структуры, работающие именно с этим иностранным языком. Точно так же можно просто петь при ребенке, танцевать, играть на музыкальном инструменте, рисовать. Не обязательно вовлекать ребенка во все это. Достаточно обозначить для его мозга соответствующую задачу. И потом он сам будет увлекаться живописью и музыкой. А если у него изначально были особые способности, то станет выдающимся художником и музыкантом.

Второй вопрос - если все так, то не исключено, что неверна теория эволюции. Может ли современная наука признать, что изначально человеческий мозг уже содержит самые разные структуры для решения неопределенного круга сложных задач? Получается, достаточно обозначить задачу, и мозг уже знает, как ее решать? Современному ученому трудно с этим согласиться. Он скажет, что такие способности не могут быть существовать изначально, они должны развиваться постепенно, в связи с возникновением соответствующих задач. Отсюда естественный отбор, сама эволюция. А иначе придется признать, что существует творец, который создал человека сразу в окончательном виде.

Опыты совершенно точно подтверждают, что достаточно ребенку в детстве послушать иностранный язык, и он быстрее ее выучивает во взрослом состоянии. То есть феномен, вроде бы, существует. Но как его втиснуть в наши представления о том, как на самом деле возник человек и вообще вся жизнь на Земле?

Если вы просто будете любить ребенка, вы рискуете, что он во взрослом состоянии будет плохо обучаться и не будет испытывать интереса ни к чему. Только к очевидным удовольствиям.

Ответить