Почему вы разделяете основные феминистские ценности, идеи и убеждения, но не хотите, чтобы вас называли феминистом или феминисткой?

3321
12
0
9 декабря
21:17
декабрь
2015

В январе 2017-го дополнил исходный ответ. Итак, сперва немножко прагматики, затем «множко» лирики.

Прямо сейчас, в 2017-м — я за гендерное равенство, которое освещает вопросы, касающиеся и мужчин, и женщин. Не понимаю, что это за идиотский ответный сексизм: «Поскольку женщины тысячелетями угнетались и угнетаются, то проблемы мужчин [глобально] следует решать в последнюю очередь»?

Так или иначе плохо всем, пусть и по-своему. Дробиться на -измы — ни к чему. Феминизм нужен, но что делать с мужским алкоголизмом, стрессом, сверхсмертностью, негласным запретом на бедность и эмоции, повышенной агрессивностью и рукоприкладством; с женскими запросами и манипуляциями, кои сжигают в мужчинах остатки нервов? Ведь, в конце концов, зачем тогда эмансипация, если прогрессивная женщина тем не менее не застрахована от встречи с брутальным хомячком, который либо пошлет ее на кухне (что маловероятно), либо начнет выпячивать комплексы или постарается доказать, что он не лаптем щи хлебает. Сколько женщин в итоге усмиряют собственные амбиции радинего, а сколько рыдают в подушку, т.к. не могут ни встретить надежного, уравновешенного, чуткого спутника, ни пойти против шаблонов? Сколько мужчин, в свою очередь, зажаты в тиски «брутальности» и не могут адекватно посмотреть на современниц и понять их? То-то же.

Тут бы и замолкнуть. Собственно, дальше читать необязательно. Но меня возмущает безобразие, которое устраивается вокруг одного только слова «феминист» — и вокруг того, какие перемены ты обязан произвести над собой, чтобы якобы заслужить право быть им.

Притом что от этих критериев за версту веет бессмысленностью.

Мое частичное отторжение слова «профеминист», довольно нелепого, не мешает мне в целом поддерживать феминизм, заниматься просветительской деятельностью в рамках моих собственных паблика и Telegram-канала, а также здесь потихоньку дал несколько десятков ответов о пользе феминизма. Я почти не участвую в полемиках по Сети, особенно с фейковыми аккаунтами, впрочем, с живыми консерваторами и блюстителями нравственности я тоже не лезу в дискуссии. Я просто знаю, что в комментах обитают преимущественно те, кто и десятой доли моих ответов не напишет — не в плане объема и количества знаков, а в плане содержательности. Впрочем, это уже лирика.

Не готов причислять себя ни к феминистам, ни к маскулистам, ни к антисексистам, ни к эгалитаристам. Для феминизма, поскольку в вопросе речь о нем, я недостаточно хорош и недостаточно же академичен, во мне слишком выражено мужское начало и любовь к дамам, очаровательным/блестящим и не очень. Мои призывы к братьям по разуму «наслаждаться женской красотой/грациозностью/статью/остроумием» с уточнением, что женщин необходимо уважать в любом случае, пропитаны не шибко здоровым гедонизмом. Но я вырос на журнале Playboy, который, к слову, некогда заложил вполне «бодипозитивную» идеологию girl-next-door (wikipedia.org): «Не ищи для счастья девушку из журнала Playboy, приглядись к скромной на вид соседке — она, возможно, краше; душой — точно».

Дело, однако, не только во мне, почему я не хочу объявлять себя профеминистом. Провинциальные барышни, у большинства которых цели в жизни прозрачны и незатейливы, не прощают мужчинам слабость и безволие — даже самокритичность будет непозволительной роскошью. Ведь альфа-самец прет напролом. Я тужился вести твиттер как взрослый человек прогрессивных взглядов, а читавшие меня девицы надменно молчали. Потому что у них лойсы в инстаграмчиках, контакты с влиятельными горожанами, курорты и злачные места; или ипотека-Сочи-Крым-в садик очередь. Моя рефлексия и измышления не вписывались в сие мироустройство. Трендсеттер_ки, которые текли восторгом: «Рабочий приехал к нам в офис на новеньком кроссовере, вот это я понимаю, уиии». Добиваться признания с их стороны? Такая у меня карма, что вечно натыкаюсь на экстравагантных особ. Бросил я микроблог, даром что и сам наломал дров. «Фейсбук» тоже перестал быть местом для разговоров по душам. И несмотря на то что мне осточертели битвы с разношерстными «альфачами» (особенно в Сети, детсад, ей-богу) и я устал читать поток женского, но патриархального сознания о «таких-сяких мужиках», сомневаюсь в целесообразности феминистского каминг-аута. Ибо резонно опасаюсь, что круг потенциальных собеседников/-ниц после этого сузится до неприличия. Пока я здесь, в родном городе, то приходится считаться с предпочтениями целевой аудитории, весьма далекой от аутентичных скрижалей эмансипации. Мне здесь жить по крайней мере в ближайшие месяцы и заниматься сексом с горожанками, коим этот ваш и наш феминизм — как, пардон, корове седло. Сексом, а не фем-евангелизмом. Хотя хотелось бы и то и другое, но… Не уверен, что достаточно компетентен, чтобы приобщать женщин к движению за равноправие. Проще найти единомышленников в политических убеждениях, даром что нас, инакомыслящих, объявили пятой колонной.

От обилия подвидов феминизма глаза разбегаются. Сложно отнести себя к кому-либо, тем паче что отдельные направления мне совершенно чужды. Симпатично интерсекциональное направление, но… Солидарность с идеями прежде всего эмансипации, а также феминизма — звучит громоздко, но идеологически более верно применительно к моей персоне. В крайнем случае, можно слово «джентльмен» расконсервировать, очистив его от надменности и чопорности, а также от анахронизмов, утративших актуальность еще с суфражистками и Олимпией де Гуж.

При этом для меня очевидно, что сегодняшнее равноправие существует по большей части лишь на бумаге, формально; что концепция равноправия на практике оказалась исковеркана и искажена до неузнаваемости. Идет колоссальное давление на мужчин и пуще прежнего на женщин, когда человека буквально программируют на достижение гендерных установок, помещают в рамки того, что еще Лев Николаевич Толстой назвал «комильфо». И чем дальше от мегаполисов, поближе к спальным районам, гетто и обычным городкам, тем сильнее общество негодует по поводу нонконформистов обеих полов и тех, кто так или иначе бунтует против бездушной системы. Тебе больше всех надо? Сиди тихо, не высовывайся. Феминизм в этом смысле — про право [женщины] быть собой и про социум, в котором уважают выбор других. Ведь даже Томас Гоббс, заявляя, что жизнь — «это война всех против всех», добавлял, что для прекращения войны требуется вмешательство государства или заключение общественного договора. Глядя на нынешние баталии между М и Ж, между приверженцами либерального курса и ультраконсерваторами — и на то, как жертвами сего стихийного хаоса становятся сотни людей (преимущественно женщин), вопреки собственной воле вынужденные принимать правила игры большинства,— убеждаешься, что феминизм необходим. 

Поясню. Массовая культура погрязла в сексизме и эпигонстве. Женская самодостаточность так или иначе порицается обществом. С бытовым и сексуальным насилием в отношении женщин ситуация складывается чрезвычайно аховая. Не развита культура отказа. Ответственность за трагедию частично делегируется жертве (=виктимблэйминг), невзирая практически ни на что. Закон о домашнем насилии находится в подвешенном состоянии, более того, произведена декриминализация побоев. Кроме того, всем памятна история Александры Иванниковой. Мужчины беспардонным образом вторгаются в личное пространство спутниц, порой то вынуждая тех подчищать аккаунты в соцсетях, то максимально ограничивая личную свободу (короткие юбки не носи; каблуки не надевай, а то не дай бог будешь на них выше его величества; общайся только с теми, с кем он разрешит и т.д.). Добавим сюда сальные шуточки в адрес незнакомок и жалкие попытки оправдать то, что не могут совладать с нахлынувшей эрекцией при виде дамы. Кажется, будто возрождается патриархат грубого помола: папа работает, а мама красивая и на вторых ролях, обеспечивает уют и растит детей. Это, естественно, сопровождается стигматизацией одиноких людей и чайлдфри, а также обесцениванием женского достоинства: «Как дела? Еще не родила?», язвительные шутки про старых дев, котиков у женщин, живущих без мужчины под боком, и прочие нелепые образчики сатиры. На рынке труда женщинам часто платят меньше мужчин плюс первых отправляют на должности, не подразумевающие значительных умственных нагрузок. Почему это плохо? Да потому, что нескромное число работодателей продолжают мыслить патриархальными же штампами: кормить семью — мужчине (=попросит прибавки к з/п), а женщина тратит деньги «на себя» (=как-нибудь выкрутится; муж для чего?). В довесок (вследствие?) конъюнктура усугубляется тем, что на некоторые должности дамам путь не то чтобы заказан, но требует от них сверхусилий. В столь нездоровой обстановке в женщинах лютует внутренняя мизогиния, заставляющая их презирать себя за несоответствие гендерной модели (то, что в обиходе называют женственностью, а по-научному — феминность/фемининность) и иногда за то, что в союзе с мужчиной они посмели выйти на первый план; кроме того, такие конформистки охотно поддерживают консервативные лозунги мужчин и вообще любой нарратив, содержащий остракизм на тему женской эмансипации. Наконец, именно так возникает комплекс неполноценности. Дама корит за себя за то, что поперек батьки в пекло полезла. А могла бы… ну, спутника не затмевать собой, очаг хранить. И на фоне всего этого безобразия — список можно продолжить дальше и дальше — я безусловно за феминизм.

Лезть со свиным рылом в фем-сообщества не собираюсь и подавно. Мало того что, скорее всего, потрачу время, так еще и пойму, что надо пойти и утопиться. Поскольку таким смутьянам, как я, в идеальном феминизме не место. А долго разъясняться (в рамках этих сообществ) желания не имею, ибо извиняться за то, что меня поместили в мужское тело, научили питать светлые чувства к женщинам, худо-бедно заниматься с ними сексом и быть чуточку привлекательным, вместе с тем, иногда ревновать, иногда взывать к справедливости, критиковать,— это ниже меня. В свете того, что активистки нещадно третируют профеминистов, мне сложно отделаться от ощущения, что подобный этап я уже проходил и прохожу регулярно, но с консервативными женщинами-[приверженками патриархальных устоев] с не самыми подъемными требованиями. Пересекаясь с веб-феминистками, пришел к выводу, что во всём потакать им и идти на безответные уступки — опасный путь, ибо начинается «моя любимая» игра амбиций: «Я никому ничем не обязана»; или вообще дрессировка мужчин, перетекающая в виктимизацию последних. 

Между прочим, эти психологические механизмы самозащиты, которые заочно или через интернет обкатываются на мужчинах-феминистах, опошляют и сам образ современной феминистки, которая, получается, абсолютно не подготовлена к критике и негативному мнению. Вы видели, чтобы селебрити отвечали на каждый отрицательный коммент в соцсетях?

Можно до посинения спорить о том, аутентичная ли феминистка Бейонсе, раз позволяет себе открытые наряды и эротические танцы, но она своим творчеством и выступлениями обеспечивает феминизму многажды более эффективную рекламу, чем неистовые феминистки Рунета, кричащие, что феминизм — территория для женщин.

Хотя мне представляется, что благодаря эмансипации у мужчин отпадает потребность в соответствии высокой планке, по идее с эмансипе (то бишь феминисткой) легче наладить контакт. Однако имманентная феминистская сапиосексуальность, похоже, тает в дымке женских подозрений насчет профеминистов. При этом пытливых и сомневающихся парней ждут бан от веб-феминизма и ушат помоев: на святое покусился, негодяй. Даже если отказываешься от эфемерной власти и от 5/6 мужских привилегий, всё равно найдут, к чему прицепиться. Зачем воспроизводить естественный отбор [по старым правилам], только на феминистский лад, абсолютно неизвестно. Хочешь быть услышанным, хочешь немножко сочувствия, хочешь со своей стороны посочувствовать и помочь, но выясняется, что попал на экзекуцию к новым фуриям, коим ты снова должен с точки зрения гендера, невзирая ни на какую эмансипацию или гендерные исследования (посвященные среди прочего маскулинности и ее перегибам). Интересуешься феминизмом и не осуждаешь его? Значит, тебе что-нибудь надо… и примерно ясно что. Понимаю, что не все феминистки такие взыскательные, что в интернете проще казаться, нежели быть, а за голословные обвинения никто, в общем-то, ответственности не понесет, тем не менее переступать через себя не могу. :( Что до профеминистов, то их придется, по всей видимости, собирать по крупицам; и опять же возможны нюансы, обусловленные мужской социализацией: готовы ли мы к консенсусу, чтобы не перегрызться в борьбе за сакраментальную власть в наших реденьких рядах.

Заковырка в том, что у вопроса «двойное дно». Если мы говорим — в узком кругу,— что мужчина не может быть феминистом ввиду отсутствия «женского опыта» и вагины; что максимум дозволенного — это быть профеминистом и слушаться феминисток; что в любой непонятной ситуации феминистка права, и ты должен, заткнувшись, пасть к ногтю. (Удумал сомневаться? Не сметь!) То…

В таком случае я кто угодно, только не он. Мне, извините, тошнотворно читать 123-ый манифест о том, что нельзя мужчинам в феминизме и что ты якобы должен бесконечно замаливать грехи за патриархальные деяния, должен как маленький ребенок едва ли не на всё спрашивать разрешение у феминисток. Я молчу о том, что эти барьеры смехотворны, ведь в реальной жизни феминистки уживаются с разными мужчинами и вполне себе открыто признают, что совпадение с мужчиной во взглядах на феминизм — это плюсик, но опциональный, а значит необязательный. Дело в ином. В том, что эти искусственные барьеры для феминистов — политический тупик. Слава богу, что для меня феминизм не заканчивается на соцсетях и ЖЖ, где в основном публикуются такие гневные пасквили; а есть Wonderzine, «Афиша» и другие медиа, коим не всё равно, что происходит с мужчинами. Не будь ни их, ни TheQ образца 2015 г., когда он только начинался, но уже имел добротный блок вопросов по теме «Феминизм», вряд ли бы меня повернуло к этой идеологии.

С другой стороны, сам термин «феминист» выглядит не совсем корректно, т.к. ограничивает тебя правами женщин, которыми феминизм резонно занимается в большей степени.

С третьей стороны, я не особо возражаю, чтобы меня считали феминистом.

Но я не вижу плюсов от этого звания. «Спасибо» манифестам выше. Что ты за феминизм, что нет — а толку?..

Однако я бы очень хотел, чтобы феминизм дал России не одно поколение крутых женщин, самостоятельно выбравших собственную тропу к счастью, независимо от наличия мужчин в их жизни. Чтобы это были уверенные в себе дамы, которые чувствуют себя в безопасности. Которые наслаждаются собой, свободой и возрастом.

(В порядке оффтопа. Плюс к тому, у меня была пара неудачных походов в веб-массы (когда женщины были готовы променять уважение к себе на иллюзию благополучия, а то и вовсе впадали в ступор от джентльменства, зато дежурно страдали по какому-нибудь мудаку; в то время как с мужчинами приходилось крыть друг друга матом или не давать себя в обиду), после чего решил, что вторгаться во враждебное пространство не стоит без особой на то нужды. В этом смысле на TheQuestion гораздо комфортнее. Хотя и здесь я, небось, отвернул от себя некоторую часть дам своей апологией в адрес феминизма. 😕 Ведь мужчина, признающий актуальность феминистской повестки в наши дни и готовый к диалогу о гендерах, привилегиях и т.д., похож на чудо-юдо.)

31
9
декабрь
2015

На мой взгляд, большинство русских женщин являются феминистками не по убеждениям, а по факту, "поневоле", потому и открещиваются всячески от этого ярлыка. По уровню женской занятости мы на одном уровне с Германией и скандинавскими странами. Несмотря на все разговоры, процент домохозяек и содержанок у нас все-таки довольно низок. "На одну зарплату" в России способна выжить редкая семья, только воспринимается это не как достижение, а как трагедия. Отсюда и вечные дебаты про "кризис маскулинности", а также ощущение, что главная задача феминистского движения в России не бороться за равноправие, а ругать мужчин.

Несмотря на то, что именно в России женское равноправие имеет пожалуй самую долгую историю в мире (с 1917 года), феминизм оценивается современным русским обществом как, мягко говоря, неоднозначное явление. Само понятие "феминизм" имеет в русском языке откровенно негативные коннотации. У большинства обывателей феминизм ассоциируется с агрессией, сексуальной распущенностью, бесстыдством, одиночеством. Очень популярна версия, объясняющая феминизм как некую компенсаторную реакцию женщин на личную несостоятельность, неспособность нравиться мужчинам, по принципу "зелен виноград".

Большой вклад в формирование негативного имиджа феминистского движения в глазах обывателей вносит акционизм, используемый некоторыми феминистскими группами для привлечения внимания общественности. Подобные радикальные проявления воспринимаются как несерьезные, глупые, стыдные.

К тому же, бытует мнение, что все права уже отвоеваны и борьба феминисток лишена смысла. Большинство людей не замечают проявлений дискриминации, которая в современном обществе почти полностью переместилась из правового поля в поле экономическое и символическое и потому носит скорее скрытый характер.

Думаю, корни стойкой неприязни, которую испытывают к феминизму русские женщины, в целом не будучи противницами полового равноправия, стоит искать в советском опыте "принудительного равноправия". В то время, как права и свободы женщин в Европе были отвоеваны самими женщинами в долгой политической борьбе, русские женщины получили их "даром" в 1917 году. Однако у советского равноправия был один серьезный недостаток: оно продержалось десять лет, а потом превратилось в вывеску, под которой царил все тот же традиционный патриархальный порядок. Советская женщина обязана была трудиться наравне с мужчиной, продолжая при этом выполнять свои домашние и материнские обязанности в полном объеме. Ничего удивительного, что подобное "равноправие" воспринималось и воспринимается большинством женщин как тяжкое бремя, а самостоятельность и независимость - не как сознательный выбор или достижение, а как стратегия выживания в мире "слабых и ненадежных мужчин".

22
3
декабрь
2015

Я идеи феминизма поддерживала, пожалуй, всю свою жизнь с самого детства, просто тогда не знала, как это называется. Но феминисткой себя не могу назвать из за своего же, как глупо это бы не звучало, тотального перфекционизма. Дело в том, что быть феминисткой для меня значит не только поддерживать идеи и убеждения, но и отлично знать матчасть, историю движения, интересоваться различными событиями, связанными с феминизмом и участвовать в них, говорить об этом с людьми, бороться с тучей предрассудков, витающих вокруг идеи феминизма и т.д. Мне же в этом плане есть еще куда расти, а потому я еще не могу полностью причислить себя к рядам феминисток. Наверное, это глупо, ну да не беда. Все таки мне не нужно объявлять себя феминисткой, чтобы говорить о феминизме и всячески поддерживать эту идею на словах и в жизни. Ну и еще я просто не люблю всякие ярлыки.

16
0
показать ещё 10 ответов
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта