210
2
0
9 декабря
14:52
декабрь
2015

Соцреализм, как справедливо замечено выше, - стиль, объединивший разнообразные явления в искусстве приверженностью идеалам революции. Вернее, так: насильно объединил. И вот здесь возникает вопрос: какие явления и каким образом, происходило это объединение?

Небольшое отступление. Реализм в искусстве возник в 50-е годы XIX века и был своего рода модернизацией академического искусства. "Продвинутые" художники ругали академизм в живописи и литературе за условность, символичность передачи реальности и противопоставили ему новую "объективную" манеру передачи реальности. Затем на смену реализму пришел т.н. "модернизм", которые утверждал еще большую актуальность искусства, большее соответствие духу времени. В рамках модернизма возник еще более "прогрессивный" авангардизм (т.е. целый набор стилей) и т.д.

В 1917 году Россия вошла в революцию, будучи весьма развитой в плане искусства страной. Однако это было искусство для немногих, для образованного сословия.

Примерно в середине 30-х в СССР началось выстраивание авторитарной системы, в рамках которой художественная свобода была невозможна. Наиболее знаковых мастеров искусства посадили, остальным предписали слушаться начальства. В качестве ключевой парадигмы взяли абстрактное понятие "революционной правды". Сам стиль назвали "социалистический реализм" в память о реализме времен народников и передвижников.

Все идеи абстракционистов и модернистов назвали буржуазными пережитками, объявили, что искусство должно служить народу. По факту это означало, что любое произведение (картина, фильм, спектакль и т.д.) должны прославлять революцию (прежде всего ее вождей) и хулить врагов. Надо сказать, что жанр прославления-хуления (т.н. эпидейктическая речь) существовал в истории России с момента прихода христианства и существовал в публичном пространстве примерно до первой четверти XVIII. Т.е. вернулась традиционная культура.

Таким образом, сформировалось довольно странное явление, когда на прогрессивные художественные стили в приказном порядке сверху положили старую риторическую эпидейктическую концепцию. Эстетически это был откат в прошлое, но в соцреализме были и определенные плюсы. Например, в упрощении и кастомизации видов и жанров искусства. Тут - хорошие персонажи, там - плохие. В начале - понятное вступление, в финале - четкий вывод. Иными словами, искусство сделали понятным для масс, и массы стали интересоваться искусством.

Вот, пожалуй, единственный, но весьма жирный плюс соцреализма.

3
0
декабрь
2015

Соцреализм -- скорее фикция, чем реальность. Само определение соцреализма ("основной метод советской художественной литературы и литературной критики... требует правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии... [которые] должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания в духе социализма") есть симулякр.

Главная же прелесть соцреализма (если говорить о советском СР), это, наверное, то, что его рамки были весьма размыты, что позволяет приписать к нему многих несколько неплохих прозаиков, художников, музыкантов: те же Маяковский, Горький (хотя они и состоялись до), Твардовский, Шолохов, Каверин, Багрицкий, Л. Леонов, Паустовский. Некоторые писатели умудрялись "протащить" вполне антисоветские книги, на словах будучи приверженцами СР (Пильняк, Зощенко, Платонов). Если говорить о художниках, то ряд добротных мастеров типа Исаака Бродского, Сергея Герасимова, Жилинского, Дейнеки вполне самобытны.

Для сравнения, чтобы считаться супрематистом или членом группы De Stijl, художник должен был пожертвовать гораздо большим (Мондриан до 1918 года не позволял рисовать линии под углом 45 градусов, например).

Вторая "прелесть" соцреализма -- это возможность наблюдать, как разные авторы трактуют ограниченное число сюжетов, а также "отсутствие" автора. В этом СР смыкается с иконописью, где иконописцы а) писали стандартные образа ("Спас в силах", "Никола Угодник" и тд); б) редко подписывали свои работы.

Можно вспомнить, например, книги и фильмы о Ленине и других большевиках, о пионерах-героях -- они очень хорошо напоминают "Четьи-Минеи". При этом кто написал конкретную повесть о Ленине -- совершенно неважно (за исключением упомянутого Зощенко, который в этом смысле похож на Феофана Грека или Рублева, так как имеет неповторимую авторскую манеру, которая выбивается из СР-канона).

2
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта