Соцреализм, как справедливо замечено выше, - стиль, объединивший разнообразные явления в искусстве приверженностью идеалам революции. Вернее, так: насильно объединил. И вот здесь возникает вопрос: какие явления и каким образом, происходило это объединение?
Небольшое отступление. Реализм в искусстве возник в 50-е годы XIX века и был своего рода модернизацией академического искусства. "Продвинутые" художники ругали академизм в живописи и литературе за условность, символичность передачи реальности и противопоставили ему новую "объективную" манеру передачи реальности. Затем на смену реализму пришел т.н. "модернизм", которые утверждал еще большую актуальность искусства, большее соответствие духу времени. В рамках модернизма возник еще более "прогрессивный" авангардизм (т.е. целый набор стилей) и т.д.
В 1917 году Россия вошла в революцию, будучи весьма развитой в плане искусства страной. Однако это было искусство для немногих, для образованного сословия.
Примерно в середине 30-х в СССР началось выстраивание авторитарной системы, в рамках которой художественная свобода была невозможна. Наиболее знаковых мастеров искусства посадили, остальным предписали слушаться начальства. В качестве ключевой парадигмы взяли абстрактное понятие "революционной правды". Сам стиль назвали "социалистический реализм" в память о реализме времен народников и передвижников.
Все идеи абстракционистов и модернистов назвали буржуазными пережитками, объявили, что искусство должно служить народу. По факту это означало, что любое произведение (картина, фильм, спектакль и т.д.) должны прославлять революцию (прежде всего ее вождей) и хулить врагов. Надо сказать, что жанр прославления-хуления (т.н. эпидейктическая речь) существовал в истории России с момента прихода христианства и существовал в публичном пространстве примерно до первой четверти XVIII. Т.е. вернулась традиционная культура.
Таким образом, сформировалось довольно странное явление, когда на прогрессивные художественные стили в приказном порядке сверху положили старую риторическую эпидейктическую концепцию. Эстетически это был откат в прошлое, но в соцреализме были и определенные плюсы. Например, в упрощении и кастомизации видов и жанров искусства. Тут - хорошие персонажи, там - плохие. В начале - понятное вступление, в финале - четкий вывод. Иными словами, искусство сделали понятным для масс, и массы стали интересоваться искусством.
Вот, пожалуй, единственный, но весьма жирный плюс соцреализма.