Прошлое — это палка, которой можно бить по настоящему, вышибая из него всякий признак будущего. Великое национальное классическое искусство — типичная «духовная скрепа», способ отучить людей мыслить и воспринимать самостоятельно. Пропагандистам «национального культурного кода» совершенно безразлично, в чём там у Толстого было дело. По случаю сочинской Олимпиады, например, наследники Льва Николаевича, основательно прикормленные различными властными структурами, устроили в Ясной Поляне беготню с олимпийскими факелами, заявив, что это «очень логично», поскольку Лев Николаевич «ежедневно делал гимнастику» и «никогда не сдавался»
http://sochi2014.rsport.ru/torchrelay_news/20131014/693669191.html
— можно себе представить по толстовским описаниям, например, оперного театра, в каких уничтожающих выражениях он описал бы какой-нибудь бобслей или кёрлинг. Классики потому и стали классиками, что в своё время бунтовали и подвергали всё сомнению, — а тогдашнее начальство от них отбивалось великими именами позапрошлой эпохи. Всякий раз, когда сверху начинают очень сильно взывать к великим предкам, — это значит, что их хотят поставить на службу какой-нибудь гнусности (а по возможности — просто повернуть время вспять). Здоровому обществу нет нужды в клятвах на верность классикам — его больше занимает сегодняшний день искусства и культуры.