Смыслы не присущи, они конструируются. У поэмы в 14 тысяч строк, где действие каждой песни происходит в другом месте и с новыми персонажами, просто не может быть какого-то одного смысла, который можно оттуда взять и, вот, показать. Так что попробуем тезисно.
• "Божественная комедия" – это гибрид жития ветхозаветного пророка, античного эпоса и духовной автобиографии Августин-style. Это не только модель поэмы о мире, это также модель поэмы о себе.
• В сущности, поэму можно читать как non-fiction, и таковое прочтение будет совершенно легитимным.
• Чтобы подняться, нужно сначала спуститься.
• Мир Данте и не средневековый, и не гуманистический. Принцип закона в нём не окончательный, но и всеобщего милосердия в нём не будет. Единственное, что о нём можно сказать — это то, что он удивительно органичен.
• В аду плохо.
• Главная проблема грешников в отсутствии адекватного восприятия в первую очередь себя. Казалось бы, пребывание в аду должно навести на мысли. Но нет.
• Все беды происходят не от гвельфов/гибеллинов/другой группы лиц на ваш выбор, а от фракционной междоусобицы.
• Бонифаций VIII еще не в аду, но будет.
• Ад невозможно понять, не разобравшись в чистилище и рае. Человек, прочитывающий ад, и оставляющий поэму потому что "всё выяснил", уходит вообще ни с чем.
• Процесс духовного выздоровления чрезвычайно ритуалистичен. Оно возникает в результате последовательности действий, которые имярек просто делает, и уже через них начинает преображаться. Как культивация почвы.
• У Бога скульптуры лучше.
• Свобода воли есть.
• Можно любить правильные вещи неправильным образом, и получится полная херня.
• В раю оказываются не безгрешные, а раскаявшиеся. Другое дело что способность к раскаянию, даже если оно проснулось за тридцать секунд до смерти, всё равно воспитывается всю жизнь.
• Нравственность должна идти прежде полит. теории. Юстиниан составил Кодекс не потому, что был хорошо начитан, а потому что он предварительно разобрался в своих отношениях с миром.
• Централизованная власть лучше республиканской, потому что ну вот во Флоренции была республика, и посмотрите что из этого вышло.
• Ничего лучше Римского права всё ещё не придумали. Если бы его еще кто-нибудь применял, было бы вообще офигеть.
• Человек спасается путём раскаяния, но приближается к Богу путём размышления о мироздании. В сущности, не исключено что античным товарищам в Лимбе ввиду всего этого не так уж и плохо.
• Доминиканцы и францисканцы, оказывается, могут жить в мире, кто бы мог подумать.
• Флорентийцам весь хлеб солёный.
• Поэзия одинаково эффективно ввергает и в ересь, и в праведность. Политика тоже.
• Главным критерием оценки любого творчества является его истинность представленного им мироположения. Вполне себе Возрожденческая мысль, а что.
• Рифей Троянский в раю, и никто не знает, как он там оказался.
• Способность к вере во многом основывается на знании и способности к рациональному мышлению. Вера рациональна.
• Аристотель был прав насчёт Перводвигателя.
• Церковь совсем нужно реформировать. Совсем-совсем нужно реформировать. Не знаю, правда, как бы Данте к этому реформированию отнёсся.
• В конечном итоге, миропорядок и мистичен, и рационален. Как бы, вот Троица описывается как наложение равновеликих кругов. Чувствуете, да?
• Дева Мария — дочь Христа. Не в буквальном смысле.
• Заканчивается всё примерно так же, как и у Витгенштейна, а вы надеялись.