Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чем основной смысл «Божественной комедии» Данте?

ИсторияЛитератураПоэзия
Дима Катаев
  · 9,1 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница". Изучаю историю искусства и ландшафтную...  · 7 февр 2018  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com

Смыслы не присущи, они конструируются. У поэмы в 14 тысяч строк, где действие каждой песни происходит в другом месте и с новыми персонажами, просто не может быть какого-то одного смысла, который можно оттуда взять и, вот, показать. Так что попробуем тезисно.

• "Божественная комедия" – это гибрид жития ветхозаветного пророка, античного эпоса и духовной автобиографии Августин-style. Это не только модель поэмы о мире, это также модель поэмы о себе.

• В сущности, поэму можно читать как non-fiction, и таковое прочтение будет совершенно легитимным.

• Чтобы подняться, нужно сначала спуститься.

• Мир Данте и не средневековый, и не гуманистический. Принцип закона в нём не окончательный, но и всеобщего милосердия в нём не будет. Единственное, что о нём можно сказать — это то, что он удивительно органичен.

• В аду плохо.

• Главная проблема грешников в отсутствии адекватного восприятия в первую очередь себя. Казалось бы, пребывание в аду должно навести на мысли. Но нет.

• Все беды происходят не от гвельфов/гибеллинов/другой группы лиц на ваш выбор, а от фракционной междоусобицы.

• Бонифаций VIII еще не в аду, но будет.

• Ад невозможно понять, не разобравшись в чистилище и рае. Человек, прочитывающий ад, и оставляющий поэму потому что "всё выяснил", уходит вообще ни с чем.

• Процесс духовного выздоровления чрезвычайно ритуалистичен. Оно возникает в результате последовательности действий, которые имярек просто делает, и уже через них начинает преображаться. Как культивация почвы.

• У Бога скульптуры лучше.

• Свобода воли есть.

• Можно любить правильные вещи неправильным образом, и получится полная херня.

• В раю оказываются не безгрешные, а раскаявшиеся. Другое дело что способность к раскаянию, даже если оно проснулось за тридцать секунд до смерти, всё равно воспитывается всю жизнь.

• Нравственность должна идти прежде полит. теории. Юстиниан составил Кодекс не потому, что был хорошо начитан, а потому что он предварительно разобрался в своих отношениях с миром.

• Централизованная власть лучше республиканской, потому что ну вот во Флоренции была республика, и посмотрите что из этого вышло.

• Ничего лучше Римского права всё ещё не придумали. Если бы его еще кто-нибудь применял, было бы вообще офигеть.

• Человек спасается путём раскаяния, но приближается к Богу путём размышления о мироздании. В сущности, не исключено что античным товарищам в Лимбе ввиду всего этого не так уж и плохо.

• Доминиканцы и францисканцы, оказывается, могут жить в мире, кто бы мог подумать.

• Флорентийцам весь хлеб солёный.

• Поэзия одинаково эффективно ввергает и в ересь, и в праведность. Политика тоже.

• Главным критерием оценки любого творчества является его истинность представленного им мироположения. Вполне себе Возрожденческая мысль, а что.

• Рифей Троянский в раю, и никто не знает, как он там оказался.

• Способность к вере во многом основывается на знании и способности к рациональному мышлению. Вера рациональна.

• Аристотель был прав насчёт Перводвигателя.

• Церковь совсем нужно реформировать. Совсем-совсем нужно реформировать. Не знаю, правда, как бы Данте к этому реформированию отнёсся.

• В конечном итоге, миропорядок и мистичен, и рационален. Как бы, вот Троица описывается как наложение равновеликих кругов. Чувствуете, да?

• Дева Мария — дочь Христа. Не в буквальном смысле.

• Заканчивается всё примерно так же, как и у Витгенштейна, а вы надеялись.

3 эксперта согласны
О. Мандельштам в «Разговоре о Данте» выискивал и вносил смыслы. И они не устарели - ни его собственные, ни дантовские.
лысый нос с горбинкой зубов нет но есть сутулость из-за ноутдуба  · 20 окт 2021
Поэты и поэтоманы мыслят образами – отсюда и «талмудистов» по любому стишку тьма. Бесконечный «хлеб» для блогеров – я не против, кушайте. Я мылю «в лоб» (поэтому и не могу быть поэтом). Кто-то, помнится, говорил, что название поэмы было придумано позже. А значит и Данте, с помощью оригинального стихосложения – терциями (я – трилистниками) просто хотел проникнуть в мир... Читать далее