В чем главное отличие современного искусства от других направлений? И почему многие люди считают современное искусство — не искусством?

2379
3
0
8 декабря
20:46
декабрь
2015

Сама постановка вопроса — не совсем правильная. Современное искусство – это и не направление, и не жанр, и не стиль. Впервые это слово — современное — по отношению к искусству употребила американский критик Розалинда Краусс в конце 1960-х годов, тем самым отграничив искусство после Второй Мировой Войны от искусства первой половины XX века, в частности от модернизма.

Современное искусство – это то, что происходит сейчас, искусство настоящего времени, для которого именно это «настоящее время» является объектом исследования и комментария. Временные границы — достаточно размытые. Но, условно говоря, к современному искусству можно отнести искусство с конца 1960-х годов по наши дни. Люди, пережившие ужасы Второй Мировой войны, в частности художники, осознавали необходимость перемен и саму невозможность рассказа о современном им мире языком классического искусства. Чтобы объяснить новый, быстро меняющийся мир — понадобилось современное искусство.

В то же время мы не можем назвать все, что создается сейчас — современным искусством. Есть художники, которые работают в самой что ни на есть традиционной манере и не считают себя современными художниками. Известный немецкий художник Йозеф Бойс говорил, что всем человеческим существам присуща потребность в сознательном творчестве и необходимости преступать пределы общественных условностей. Но остается главный вопрос — как? Он и является одним из определяющих для современного искусства.

Что касается второго вопроса, есть познавательная книга итальянского критика и куратора Франческо Бонами «Я тоже так могу!». В книге в достаточно простой и понятной форме описывается история современного искусства, и объясняется почему все-таки не каждый может создать «Черный квадрат» или Акулу в формалине. Я часто слышу от посетителей выставок : «Я тоже могу нарисовать черный квадрат». Но способен ли человек 20 лет своей жизни этот черный квадрат отстаивать? В каждом своем дне проявлять приверженность своим философским идеям? Это целая философия жизни, а не просто квадрат, закрашенный черным цветом, который мы, зрители, вырываем из контекста жизни художника и искусства.

24
0
декабрь
2015

Отличия, на мой взгляд, все мнимые. Искусство любого из старых мастеров когда-то было современным. И большинство этих старых мастеров было для своего времени революционерами. Достаточно вспомнить историю со «Страшным судом» из Сикстинской капеллы, когда против Микеланджело была организована целая кампания (так называемая «кампания фигового листка»), в результате которой фреска подверглась «цензурным» записям.

20
0
декабрь
2015

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить, что мы называем «современным искусством». Мое мнение – это новаторское для своего времени искусство, расширяющее свои границы в любой области (пластические решения, выбор сюжетов, работа с жанрами, новые материалы, совмещение различных медиа, методы экспонирования и т. д.). Например, картины Раннего Возрождения, в которых появляется перспектива и светотень, были очень современными по сравнению с иконами того же времени. Современным искусством по сравнению с официальным Салоном был импрессионизм. И художники-передвижники обладали крайне радикальными и новаторскими концепциями для своих современников.

Если брать такое определение, то современники часто не в силах распознать современное искусство, потому что оно сильно отличается от их представлений, каким должно быть искусство.

Например, сейчас идут горячие дискуссии на тему последнее акции Петра Павленского, поджегшего дверь Лубянки. Думаю, это хороший пример современного искусства – еще один новый способ говорить о происходящем в нашей стране, еще один новый образ, который абсолютно созвучен времени. В современной России крайне трудно создать современное искусство, в большинстве случаев мы видим внутреннюю эмиграцию и новаторство только в пластических решениях, либо искусство с социальным посылом, которое уже родилось устаревшим, не поспевающим за молниеносными изменениями наших реалий.

10
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта