Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что именно прочесть новичку ,чтоб понять буддизм так,как он есть?

ОбществоРелигияБуддизм
Даша Кенгуру
  · 1,7 K
живу в буддийском монастыре, а по возвращении в мир - социальные проекты.  · 11 дек 2015

Очень сложно ответить, потому что есть масса текстов некомпетентных, есть масса текстов, написанных из европейской матрицы, есть хорошие тексты, написанные в традиционной азиатской матрице, но чужим языком и образами, из другой картины мира. Переводы канона тоже несовершенны, и очень легко понять все неправильно, как культ или веру, или как философию. Многие публикации передают лишь определенный аспект учения, упуская важные иные.

Из тех, что я встречал - Буддадаса бхикку может будет понят верно новичком, и то не факт..

.. лучше сразу о главном, о сути, не отсылая.

Бывает, что живое существо горюет, мучается, фрустрирует.

К такому состоянию приводят различные причины. Это детерминировано, обусловлено массой процессов, которые заставляют в кончном счете наш ум заблуждаться, глупеть, слепнуть (moha), и, как результат, - жаждать, притягивать, цепляться (raga) или ненавидеть, отторгать, отталкивать (dosa). И в результате мы действем неискусно, вляпываемся, получаем следующую шишку, приносим бед себе и окружающим.

И будды, провещенные, мудрые - видят путь выхода из такого состояния ума. Не через манифестацию или стремление добиться "объективной физической" не-детерминированности (это невозможно), а через неотождествление себя с этой обусловленностью.

И он, этот путь - в развитии мудрости как инструмента (panna), в развитии уравновешенности как поля практики (samadhi), в настройке отношений с окружающим (sila), как необходимого условия. И соответственно, развитие этих свойств уменьшает негативную силу moha-raga-dosa.

И этот путь он назвал "центральный", "срединный", "прямой" - то есть без впадений в крайности самобичеваний или самопотаканий (во всех смыслах).

Его еще назвали восьмичастный -

  1. нужно правильно смотреть на явления (непредвзято, спокойно, мудро)

  2. иметь верную мотивацию (честную, сострадательную, сердечную, искреннюю, неэгоистичную, глубокую)

  3. правильно формулировать и выражать (не-реактивно, точно, с заботой, без сплетен, лжи, оскорблений и т.д.)

  4. правильно себя вести по отношению к другим, и в ограничениях, и в проявлениях. Не делать того, что приносит беды другим. Не брать чужого, например.

  5. разумно выстроить свой образ жизни в социуме, природе, професии. Польза, а не вред во всех своих занятиях себе и окружающим.

  6. правильное применение воли и усилия - в жизни, в конкретном занятии, в обучении, правильная работа с самонастройкой, с состоянием психики. Например, это тот самый момент, когда ты умеешь осознанно убрать поднимающийся в уме гнев и настроить себя на сострадание к плохо пахнущему бездомному.

  7. правильное памятование, это удерживающее внимание, связывающее опыт жизни, тренировки и практики в каждый момент времени и способствующая правильной укладке опыта на нужные полочки и способствующее затем правильным когнитивным процессам обработки информации для общего понимания.

  8. правильное самадхи - это можно перевсти как правильное сосрдоточение, правильное пребывание, правильно бы сказать "самовыдерживание", но нет такого слова. Это касается состояния на любой глубине погруженности - в обыденности или в глубочайшем самоисследовании.

Базовая практика, без чего ни будет никакого пути и учения, и все прочее лишь мимо смысла потраченное время, это открытие силы эмпатии, 4 брахмавихары.

Не ищущая выгоды, неэгоистичная, щедрая любовь, подобная солнечному теплу, энергии и свету (metta) и это мотивирует вас идти до конца. Тут важно понять, что это не абстрактно-вялое, а очень конкретное чувство и состояние.

Сострадание, когда вы на глубочайшем уровне чувствуете и готовы помогать другому, когда вы способны пропустить и принять чужую боль и это чувство мотивирует вас каждый день.

Сорадование, когда вы способны ощутить счастье другого, когда он радуется или освобождается от беды, когда вы способны чувствовать радость другого в большом и малом, как свою.

Справедливость, непредвзятость, когда вы видите конфликты людей, мира и можете радоваться, помогать и сострадать всем сторонам, а не только тем, кто симпатичен, искать решение для всех, а не для близких вам. И это когда вы делитесь своими достижениями, открытиями или имуществом - вы делитесь со всеми, не отделяя "плохих".

Если вы не почувствуете этого всем сердцем, такого присутствия, такой эмпатии - то вы не сможете далеко продвинуться, бегая все время вокруг своей личности и ее симпатий-антипатий.

Основные методы практики: самадхи бхавана и випассана камматхана.

По-русски это:

культивирование глубокого спокойствия и сосредоточения (ага, тот самый "внутренний покой", только без эзотерики)

и практика глубокой интроспекции.

Существует масса методик и их сочетаний, самым общим распространенным базисом является практика направленного удержания объекта в фокусе внимания.

Обычно это дыхание (но может быть нечто видимое, звук, слова в уме, движение, прикосновение и т.д.)

Дыхание, внимание на нем часто используется как бэкграунд в обычных размышлениях и действиях, которые тоже являются практикой жизни.

Интроспекция в буддийском учении, "випассана", - это глубокое изучение через вглядывание, прислушивание, ощущение объектов.

Это может быть тело, телесные ощущения (есть методики рассмотрения по частям, в целом, в движении, с акцентом на ощущениях или зонах)

Это может быть чувство (наблюдение отторжения или удовольствия, нейтрального ощущения и их динамики)

Это может быть ум, мышление, думающий аппарат (но практика не в думании, а в наблюдении за умом, в фокусе может быть и более физический аспект, и более вербальное)

Это может быть состояние психики, какой она пребывает, как данность.

Это может быть и наблюдение за наблюдающим умом, как второй этап практики самадхи. "Смотри на ум который смотрит на вдох".

Существует и практика глубокого изучения текущего настроения и трансформация его, и намеренные наблюдения за экстремальными или спокойными явлениями, например, кладбищенски размышления о смерти.

Существует множество методов, которых столько же, сколько практиков, на самом деле, потому что с узнаванием "кто это, что это за такое вообще?" естественная коррекция первичной методики, вы сами начинаете понимать, куда рулить.

В ваджраяне разработаны собственные методы, в махаяне свои, все описать невозможно.

Конечно, в ответе не дашь полного обзора, только самые общие моменты.

В целом,

Будда запустил огромный педагогический проект, цель которого - освобождение человека от мифов и иллюзий, от самого мифологизированного мышления, и от страдания, которое оно приносит, от привязки к страданию.

В учении огромную, базовую роль играет искренность и направленность мотивации, поэтому и возникло на этой базе огромное разработанное учение о ботхисаттвах.

Будда утверждал, что невозможно освободиться, участвуя в лженауках и сомнительных практиках.

Будда подчеркивал значимость образования (в примерах того времени, конечно - грамотность, умение критически мыслить, логика, умение разбираться и оперировать терминами, разработал фактически теорию сознания, и даже смог выразить ее корректно на древнем, не приспособленном языке)

Будда подчеркивал важность неучастия в царских интригах (не в политике, как ошибочно часто переводят, а в выполнении поручений чиновников и царей и поиске каких-то выгод для какой-то группы)

Будда первый из известных нам деятелей, кто абсолютно отрицал ограничение прав людей - по знатности рождения, полу, национальности, верованиям и так далее.

То есть мы видим абсолютно актуальное, прогрессивное, словно в 21-м веке разработанное комплексное учение, чуждое нетерпимости, суевериям, мифологиям, включающее в себя этику и социальную психологию, психоанализ, когнитивную, экзистенциальную и нарративную психологию, принципы социального устройства, физиологию, системную методологию, логику, философию и практическую структурную лингвистику. И кроме этого, важно отметить качество работы с текстом, эстетику текста в стихосложении и серьезную, аккуратную работу Будды и учеников с этимологией и семантикой в высказываниях.

В последующее время учение местами уходило в сложную философию и интеллектуализм, местами вырождалось в культ будды, местами подминалось государством, но в целом последние 150 лет идет процесс очищения от наслоений, поскольку и источники доступны, и практики имеют возможность обмена мнениями.

А почитать.. Литературы слишком много :) Найдите опытного практика, и спросите лично, и сами спокойно, без сектантства, займитесь собой в плане осмысления. Все ответы придут.