Ответить
Влад Петров
май 2015.
2423
Почему в России абсолютно не популярен протестантизм?
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
8
5 ответов
Поделиться

Протестантизм в России популярен.

Не всегда он прямо называется протестантизмом и не всегда он радикален, но идеи протестантизма популярны.

Во-первых, идея уточнения богослужебных книг, пересмотр обрядовой части в соответствии с её смыслом -- это идея протестантов в Европе, и эта же идея была осуществлена в России. Вызвала раскол и возникновение старообрядческих течений.

Во-вторых, идея ознакомления людей с Библией -- принципиальная протестантская идея (не в том смысле, что чуждая католикам и православным, а в том, что подняли и осуществили её именно протестанты и это было сутью их протеста -- возврат к Библии). Эта идея также пришла и в Россию и была осуществлена. Причем пришла именно с протестантами из Европы.

В начале 19-го века в России было создано Библейское общество по образцу популярнейших многочисленных протестантских европейских Библейских обществ, ставивших целью знакомство людей с Библией и преобразование жизни в соответствии с ней. Именно так и был выполнен русский перевод Библии одобренный Синодом и известный как синодальный перевод. До этого люди пользовались церковнославянским переводом. Который при приложении труда тоже понятен, но доступность русского перевода и удобность для издания, всё-таки много выше.

Религиозная культура России с начала 19-го века по начало 20-го немыслима без понимания протестантизма. Лев Толстой, кто он как не протестант?! Очищение жизни и веры по Библии, перевод Библии -- главные его идеи и это именно протестантизм. Для понимания почитайте историю его главного соратника Черткова. Один из богатейших людей России, приближенный императора, воспитан духовно английским протестантом приехавшим в Россию Гренвиллом Редстоком. В его кружок входили княгини Н. Ф. Ливен, В. Ф. Гагарина, граф А. П. Бобринский, граф М. М. Корф, полковник В. А. Пашков, Ю. Д. Засецкая. Почитайте "Анну Каренину" -- там Толстой описывает эту систему духовных кружков которая охватила очень многих из русской элиты. Баптисты и пятидесятники России называют его деятельность "Великим пробуждением", оно дало толчок проповеднической и издательской деятельности протестантов по всей России.

На 2014 год религиоведы говорят о 3 миллионах протестантов в России. ( sov-europe.ru ) И, что важно, это не просто приписывающие себя к православной культуре, но не посещающие церковь миллионы православных, а именно действующие протестантские общины. Это количество сравнимо с количеством православных регулярно посещающих церковь, таковых, по разным опросам, до 12 миллионов. "Протестантские церкви в Уральском, Сибирском округах составляют значительную часть всех объединений, а в Дальневосточном округе их количество превышает численность православных." (по ссылке выше, это данные мин.юста о регистрированных общинах)

Это называется абсолютно не популярен? )

На самом деле лютеранство (одно из направлений протестантизма) в России появилось довольно рано. Еще в 16в. Другие направления появились позже. В основном, во второй половине 19в. Так что первый тезис, который необходимо закрепить : протестантизм - это историческое для России движение.

Если мы обратимся к статистике, то видно, что протестантов в России - несколько миллионов. А это, на самом деле, совсем не мало. На Дальнем Востоке, например, количество зарегистрированных церквей протестантского толка то ли приблизилось, то ли уже превысило количество церквей православных. Второй тезис: Протестантов в России больше, чем кажется.

Почему же в стране принято считать, что протестантизм - это "не наше"? Причин несколько:

- Сильное влияние РПЦ, а также других "традиционных" религий (степень традиционности в данном случае несколько навязана "сверху"), что приводит к диспропорциям в СМИ, публичной жизни и т.д.

- Малограмотность населения о протестантских течениях: СМИ плюс годы неверия и советской власти сказались на уровне образования населения в вопросах религии.

- Предубеждение гос. служащих. Протестанты - одни из немногих организаций, у кого развиты международные связи. Соответственно, потенциально многим протестанты видятся как "шпионы", "агенты" и т.д. Этот взгляд абсолютно неверный, однако он упорно поддерживается СМИ.

- Другие идеалы. Идеи протестантизма (упорный труд, трезвая жизнь, семейные ценности) зачастую вызывают отторжение у русского человека, не привыкшего ограничивать себя рамками и стандартами поведения. Подобное "иное" поведение воспринимается как "не наше" и отторгается.

Подводя итог и не претендуя на законченность этого ответа, хочется сказать, что протестантов в России намного больше чем кажется. Если вы будете чуть более внимательными, вы можете с удивлением узнать, что кто-то из ваших друзей или знакомых - баптист, пятидесятник или адвентист. И, надо сказать, при этом очень даже не плохой человек :)

да, это ключевое - "Другие идеалы. Идеи протестантизма (упорный труд, трезвая жизнь, семейные ценности) зачастую вызывают отторжение у русского человека, не привыкшего ограничивать себя рамками и стандартами поведения"

Иная система ценностей. Мой вопрос я переформулирую так -"русские побывали за границей (я имею прежде всего ввиду северную европу и эстонию), например, увидели фантастически хорошее, несравнимое с местным, качество окружающей среды- их ценности перестроились- они стали ценить "экологию"; но "рамки -стандарты-рацио" ценностями так и не стали- ПОЧЕМУ???

показать ещё 2 ответа