Ответить

Почему в российском авторском кино протагонист всегда плохо кончает?

Кино
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
4
1 ответ
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Под "авторским" кино обычно подразумевают так называемые фестивальные фильмы, которые ориентированы не на массовый прокат, а на показы на многочисленных фестивалях, где судьями будут не зрители, а профессиональные режиссеры, критики и киноведы. Поэтому рецепт успеха фестивального кино совершенно иной, чем кино массового.

Во-первых, фестивальное кино должно вызывать сильные эмоции. Драма - самый прямой и простой в реализации путь выжать слезу из зрителя. Создать комедию или трагикомедию, заставляющую зрителя не только смеяться, но и думать, и сопереживать героям на порядок сложнее, поэтому таких фильмов среди фестивальных очень мало. То ли дело драма - герой-одиночка, сирота, инвалид, жертва бездушности людей и т.д. теряет работу / любовь / смысл жизни. Это работает на уровне физических рефлексов: покажи на экране одинокого плачущего мальчика 5 лет в грязной рубашонке и у любого нормального человека сожмется сердце, делай так 90 минут и у тебя "пронзительная реалистичная драма".

Во-вторых, с точки зрения европейских и американских киноведов (а именно они составляют большинство киноэлиты) Россия стоит в одном ряду с Индией, Турцией, Афганистаном и другими не слишком благополучными странами. В таких странах по определению все плохо, а если там и появляется что-то чистое и светлое, то его обязательно задавит толпа, система, кровавый режим и другие КГБ. Посмотрите кто из этих стран побеждает на крупных фестивалях: "Левиафан" (про кровавую гос. машину), "Елена" (про "Беспросветную борьбу за существование" - цит. из NYT), "Однажды в Анатолии" (Турция, криминальная драма), "Эли" (Мексика, треш про наркотики, убийства, насилие и т.п.) и многие другие. Никому не интересна история юной балерины из Пензы, которая стала мировой звездой (если конечно ее в детстве не насиловал педофил-депутат).

И наконец, в-третьих, мем "это Россия, детка", этакий экспортный вариант патриотизма, появился не зря. С распадом СССР, в киноиндустрии (и не только в ней) Россия экспортирует только чернуху, это то что хорошо продается на Западе, поскольку полностью соответствует их представлениям о России. А если еще учесть, что любой молодой режиссер мнит себя мудрецом и борцом с системой, то в результате мы получили то, что получили: долгосрочный модный кинотренд на беспросветные истории из коммуналок.