Действительно ли нужны все 12 времен в английском языке? Или можно обойтись тремя? И если нужны, то как выучить все 12?

750
3
0
6 декабря
23:33
декабрь
2015

Можно обойтись тремя формами времен глагола, если единственная задача - быть услышанным. Простое прошедшее, настоящее и будущее дают информацию о том, когда происходит или произошло событие. То есть, если задача сводится к неглубокому общению с иностранцами - в отпуске, в интернете, по работе (особенно если вы общаетесь с неносителями языка) – трех времен достаточно. Но если вам нужно широко использовать английский на работе (переговоры, презентации, conference-calls, деловые письма), общаться с иностранными друзьями, или же вы живете заграницей и нацелены на близкое общение - тогда необходимо оперировать хотя бы семью-восемью временами.

Важно осознавать, что использование языка бывает пассивным и активным. Пассивное использование - это восприятие на слух или при чтении. Активное владение языком - это умение воспроизводить, а именно: писать и говорить. У многих существует дисбаланс между активным и пассивным языком, и тогда появляется синдром "той-самой-собаки": все понимаю, особенно когда читаю, а вот сказать так же красиво, как понимаю, не могу. Некоторые неплохо ориентируются в т.н. пассивной грамматике, то есть, читая и слушая, понимают и даже могут объяснить использование той или иной конструкции. А вот в письменной и, особенно, разговорной речи делают ошибки или испытывают затруднения в построении конструкций.

Грамматику нужно изучать в купе с приобретением навыков говорения и, если необходимо, письма. Один из самых эффективных подходов – это практика в привязке к определенным ситуациям. Например, для просьб и предложений используется простое будущее время с will и shall, для планов на будущее - конструкция to be going to и present continuous. Предположения о будущем – это уже простое будущее время (will).

Также эффективна тренировка на диалогах, хотя бы из двух реплик! Посмотрите пример:

- Can I have a word with you?

- Yes, I’m not working

Сразу возникает картинка офиса и понимание, что действие происходит сейчас. Или:

How long have you had your dog?

- I’ve had it for 3 months

Взаимосвязь вопроса и ответа здесь – это ключик к пониманию одной из функций present perfect.

Диалоги полезно повторять за диктором (это могут быть диски к разным пособиям или аудио из интернета). Особый эффект достигается при повторении не глядя в текст. Во время общения в обычной жизни не пользуемся шпаргалками, так ведь? Поэтому нужно развивать процесс говорения без привязки к тексту. Если во время разговора долго думать, то естественный отбор срабатывает мгновенно – менее терпеливый собеседник может и убежать, поэтому основная задача - правильно употреблять времена автоматически.

Привязка к ситуациям также эффективна для монологов. Например, составление рассказа о своих и чужих достижениях с использованием ненавистного перфекта. Темы рассказов многообразны: рассказ об отпуске или своем сне, о том, кто был и что наделал на последней вечеринке, - в перечисленных случаях, скорее всего, придется использовать три формы прошедшего времени. Можно рассказать о шоппинге, результатом которого стала дефектная покупка или походе в кафе, где вас обсчитали. Чем сильнее эмоциональное вовлечение, тем больше эффект. Психика склонна якорьками цепляться за такие вещи.

Поначалу здорово помогает написание подобных рассказов. Когда мы пишем, то задействуется навык воспроизводства, то есть, активный (так же, как и в случае устной речи). С другой стороны, при письме мы имеем больше времени на обдумывание и, соответственно, больше шансов написать грамматически правильно. После написания я рекомендую читать вслух свое сочинение и пересказать его близко к тексту с обязательным использованием упомянутых в тексте грамматических конструкций.

У многих возникает вопрос – если я говорю с грамматическими ошибками, и меня никто не поправляет, то я так и буду всегда делать ошибки? Скорее всего, нет. По мере практики сначала вы будете осознавать свои ошибки и поправляться самостоятельно, а затем, с течением времени, язык будет постепенно выправляться. Чтение и прослушивание текстов с правильной грамматикой само по себе выправляет активное использование грамматики. Это становится более эффективным, если вы слушаете, читаете и при этом анализируете использование тех или иных времен.

Формирование таблиц времен глаголов и постоянное обращение к ним подходит не всем, а только тем, кому необходима систематизация информации. Такая систематизация дает опору и устойчивость в мире хаоса грамматических времен, но утомит человека с развитым воображением и жадного до впечатлений. Эти люди воспринимают грамматику, нанизанную на увлекательные истории и комичные диалоги.

Я замечала, что многие сносно справляются с формированием утвердительных предложений в разных временах, но испытывают трудности при построении отрицательных предложений и вопросов, особенно, в разговорной речи. Поэтому не упускайте это из виду и в равной степени тренируйтесь на вопросах.

Не нужно пугаться двенадцати времен английских глаголов и проводить аналогии с тремя русскими, - часто они совершенно несопоставимы. Использование английских глаголов вполне логично, а «недоиспользование» не несет в себе катастрофы, если, конечно, вы не ведете переговоры об испытании атомной бомбы.

10
0
декабрь
2015

Конечно, нужны! Это только кажется, что 12 - это много. Гораздо проще их учить, если воспринимать их не как 12, а как 3 (прошлое, настоящее, будущее), где каждое из трёх имеет 4 вида (причем, одинаковых для всех трёх времён) - простое, совершенное, длительное, совершенное длительное. Визуализируйте правила образования времён в виде таблицы, схемы или рисунка. Поймёте структуру (а это на самом деле несложно) - и полдела сделано. Дальше дело пойдет как по накатанной.

4
0
декабрь
2015

Если под "нужны" вы подразумеваете "нужно ли употреблять их все", то сразу скажу, - тремя вы не обойдётесь точно.

Я слышала, что все 12 даже не во всех англоговорящих странах не употребляют, но сами понимаете, чтобы допускать вольности в иностранном языке, нужно знать его на уровне носителя или около того. Хватит ли у вас уверенности для таких авантюр?)

А если к вопросу о том, зачем так много времён. Тут небольшая путаница с понятиями. Времён-то три: прошлое, настоящее и будущее. Просто английский, - аналитический язык. Те грамматические отношения, которые в русском передаются окончаниями, суффиксами и приставками, в английском передаются синтаксисом, порядком слов, контекстом итд.

В русском разница между "делал" и "сделал" нам видна из-за приставки, а в английском её будет показывать временная конструкция со вспомогательными глаголами и прочей своей свитой.

То есть, в английском времени всегда зашифрована информация. Иногда, - не такая очевидная как в случае с "делал" и "сделал". Например, английское время может отражать нечто, сделанное в прошлом, но имеющее влияние на настоящее. Или очерёдность действий, совершённых в прошлом. В разговоре эта информация осознанно может и не считываться, ведь почти всегда можно опереться на контекст, но она всегда дополняет смысл сказанного, а иногда помогает избежать путаницы.

Как их выучить? Во-первых, вы должны понимать, для чего каждое нужно. Какую информацию оно несёт. Некоторые времена лягут на память проще, потому что они интуитивно понятнее (по крайней мере, русскому человеку); некоторые придётся держать в голове. Но если вы будете подходить к каждому предложению в грамматических упражнениях серьёзно и не спешить на первых порах, будете давать себе время разобраться в каждом предложении, как если бы вы оказались в незнакомом месте и искали способ выбраться оттуда, со временем доведёте навык пользования временами до автоматизма.

2
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта