Александр Воронов
декабрь 2015.
6447

Как научиться чувствовать фотографию (и находить "решающий момент"), и как некоторым людям удается фотографировать прекрасно по наитию и спонтанно?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
21
8 ответов
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Начну с конца. "Как некоторым людям удается фотографировать прекрасно по наитию и спонтанно?" — это называется талант. И если вы им не обладаете, то придется с этим смириться. Это вовсе не значит, что вы не сможете снимать. Просто придется гораздо больше работать над собой, чем людям в большей степени одаренным. Но талант решает лишь отчасти. В первую очередь это все равно труд.

На мой взгляд, чтобы научиться, необходимо прежде всего две вещи: насмотренность и упорный, лучше всего ежедневный труд. Надо много смотреть хорошие фотографии. Смотреть и оценивать. Задумываться, почему они хорошие, почему опытный фотограф не выбросил их в корзину, а показал, почему редактор при составлении альбома включил их в книгу. Оценивать композицию. Не стесняйтесь закинуть фотографию в Фотошоп и применить медиану, если не очень понятна композиция (если не очень ясно, что я имею в виду, то обязательно прочитайте "Фотографию как..." А. И. Лапина). Ну и еще надо постоянно снимать. Много ходить пешком, носить с собой камеру. Снимать все, что хоть немного заслуживает внимания. Потом смотреть свои фотографии, анализировать. И снова идти снимать. Надо набить руку и глаз. Фотографу постоянная тренировка нужна также как художнику или музыканту.

51
-2
Прокомментировать

Аналогии очень хорошо все объясняют. Просто нужно представить вместо фотоаппарата пианино и вы сами ответите на свой вопрос. Вот есть, например, люди с абсолютным слухом. Так и с фотографией - есть люди, которым эта деятельность противопоказана, я таких встречал. А вот есть люди, которым нужно только показать, где какая кнопка и они начинают снимать именно "по наитию". А есть люди, которых надо учить. Но в фотографии, к счастью, долго учиться не нужно. Как и в музыке есть музыкальный инструмент, например, геликон, которому не надо учиться, весь репертуар выучивается за неделю. Фотоаппарат простая штука, нужно человеку показать, где что жать, и человек начинает снимать. И если у человека в фотографии "абсолютный слух", то он начинает снимать самобытно. Но ему нужно много работать. Если человек с абсолютным слухом не будет много работать, то он станет настройщиком пианино, так случается очень часто. Кроме музыкального слуха нужно еще иметь, что сказать. Если вы дурак с абсолютным слухом, то сказать вам все равно нечего. А ваши яркие картинки, которые вы снимаете "по наитию" скоро кончатся.

30
-1
Прокомментировать

Соглашусь с Иваном во всем: насмотренность, вдумчивый анализ, практика и немного Лапина, так и есть.

Добавлю только одну псевдо-философскую мысль. То, что Иван называет "талантом", я бы назвала все-таки "гением". Мы все талантливы в тех или иных областях (это я как дипломированный психолог говорю). Однако.

Условный Роберт Капа снимает кадр от бедра, скручивая одной рукой самокрутку, а другой - заливая в себя виски, чтобы побороть страх (рекомендую, кстати, обязательно почитать "Slightly out of focus"). Последующие 70 лет искусствоведы разбирают его фотографии на атомы, восславляя великолепную ритмичную композицию кадра и его концептуальное значение. Да он ведь даже в видоискатель не смотрел. Гений.

Условный Картье-Брессон стоит на улице со своей верной лейкой на шее и курит сигару (не знаю, почему у меня все фотографы курят, ну да ладно). Мимо идет человек, Брессон поднимает камеру, человек прыгает через лужу. И - вуаля! - мы имеем кадр, который кричит про тяжелый переход Европы в новую эпоху. Гений!

А нам, простым смертным, остается надеяться на насмотренность, вдумчивый анализ, практику и немного Лапина.

12
-1
Прокомментировать

Дополняя предыдущие ответы, хотелось бы подчеркнуть, что большинству начинающих фотографов их работы кажутся скучными на фоне вышеупомянутого Роберта, т.к. мы живем в относительно спокойное время, никаких тебе потрясений никаких тебе революций. Сиди ровно на глютеусе и щелкай своего кота. Но это поправимо. 
В первую очередь, основываясь на своем опыте, скажу, что главное накрутить в себе внутреннюю "пружину" , которая будет автоматически тыкать вас носом в кадр, который потом вам понравится. 
Бабушка торгует семечками, ДЗЫНЬ! Нужный ракурс - вот вам фото о тяжести старости. 
Ребенок выгуливает собаку, ДЫЗНЬ! Правильная композиция - радости дружбы.  и т.д.
Ключевая ошибка, которую допускают люди - это ожидание того, что нужный сюжет вот тотчас предстанет перед вами и, сняв шляпу, попросит его снять. Ага! Шторки в "лейках" закатайте. 
Фотография - это не передача четкой картинки 1 в 1 - для этого есть глаза. 
Фотография - это искусство рисовать эмоциями, заряжать картинку своим "я" , да так, чтобы это "я" перетекало в души других людей. 

Много сумбура , но что поделать, сессия ведь. Надеюсь мой ответ хоть кому нибудь поможет.

10
-1
Прокомментировать

Не соглашусь. Тот же самый Анри Картье-Брессон не пренебрегал долгими подготовками и измерениями. Есть прекрасный фильм-интервью, где сам автор показывает "контрольные отпечатки", на которых вы можете заметить, что он сделал не один кадр, прежде чем показать его публике. Фотография – это труд. Вот ссылочка: www.youtube.com/watch?v=aNDihShDCWg

Поэтому вопрос "таланта" в данном случае не совсем точен. Очевидно, что не все в тех же худ. школах обладают талантом, но многие "набивают" руку, высчитывают пропорции. Далеко не все интересные фотохудожники обладали сверхзнаниями, талантом или умением обращаться с фотоаппаратом. 

"Решающий момент" не нужно специально искать. Он сам настанет. Просто почаще смотрите вокруг, отрывайтесь от книжки, телефона, вдохновляйтесь композициями вокруг. Удивительное рядом.

3
0

спасибо за ссылку, обязательно посмотрю! возможно, я и правда слишком жестка к Брессону)

+1
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 3 ответа
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью