В чём особенность картины Барнетта Ньюмана «Свет Анны», и почему она была оценена в $105,7 млн?

42264
5
1
2 декабря
21:11
декабрь
2015

Вопросы одновременно про картины и про деньги — всегда в итоге оказываются про деньги. Можно написать трактат об истории искусства, но ответом всё равно окажется "хорошо, но сто миллионов?" Я понимаю, деньги — как бог, искусству с ним не тягаться (ведь то, что мы назначаем мерилом всего, и оказывается — богом, центром, источником) — но ирония в том, что именно бога всю жизнь и пытался изобразить Барнетт Ньюман. Просто, как писал Слуцкий — того, иного, другого — по имени Иегова.

Ньюман — это попытка в рамках абстрактной живописи переосмыслить Ветхий и Новый Завет. Потому что, извините, век на дворе может быть и двадцатый, а вопросы у нас всё те же. И Ньюман изображал сотворение мира, эпизоды из жития святых, крестный путь, и, разумеется, Богородицу. Так вот, "Свет Анны" — это портрет Богородицы, портрет матери. И посвящённый, соответственно, матери Ньюмана, умершей... не помню, кажется, тремя годами ранее, это важно?

Как изобразить всё это одновременно? Смерть матери, ощущение смерти матери, и не только собственной, но всех матерей, образа матери, доплотского, практически дохристианского, и вместе с тем, попытку понять, почему всё это вообще происходит — неизбежный кризис веры с одной стороны, и надежда, что в конце концов, все мы еще как-нибудь встретимся, со всеми нашими ушедшими матерями? Это вопрос, который никогда никуда не денется. А значит, в искусстве на него всегда будет много ответов. Ответ Ньюмана — красный, с двумя полосками. Одной — белой. И другой — белой.

Такие ответы формулируются не сразу: никто вдруг не решает, что будет делать красные холсты с вертикальными линиями. Ньюман довольно долго занимался намного менее организованной абстрактной живописью, постепенно вытесняя из композиции всё лишнее. Так облачные работы стали цветовыми полями. Но настоящий прорыв случился в 48-м году с картиной "Onement I", представляющей собой узкий вертикальный холст с немного грубоватой узкой вертикальной полосой по центру. И было что-то странное в этой полосе — вместо того, чтобы разделять, она соединяла. Это была работа о единственности и цельности, нежели о разделённости. И так появились вертикальные полосы.

Цветовая мифология Ньюмана конечно большей частью эмоциональная, и не всегда до конца последовательна: 14 страстей Христовых достаточно монохромны, а притча об Аврааме — потенциально самая страшная история из Ветхого Завета, но в итоге одна из самых обнадёживающих — оказалась чёрной. Красный появился у Ньюмана постепенно.

Почему именно красный и белый — потому что Ньюман так хотел. Никто тут ничего не скажет. Я могу сказать только, что красный никогда не возникает легко.

Можно, конечно, продолжать спрашивать, почему же сто миллионов. Но лучше просто посмотрите картину. И раз уж на то пошло, позвоните родителям.

(к слову, на картинке выше — не "Свет Анны", а "Vir Heroicus Sublimis")

Gleb SimonovОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
141
43
май
2016

Здесь два вопроса в одном. На вопрос, что в этой картине, ответил Глеб. А я добавлю про стоимость. Дело в том, что цена не имеет отношения к предмету искусства. Деньги — симулякр. Ничем не обеспеченный доллар сейчас выполняет функцию коммуникации. Присваивать стоимость чему-угодно имеет право каждый участник рынка и в данном случае рынок просто не замечает самой картины. Нас впечатляют бешеные ценники на аукционах, поскольку мы ошибочно сравниваем с той же суммой, только выраженной в другом эквиваленте, например в Айфонах. Но картина «Свет Анны» не равна 107 793 Айфонам. 

Туже ошибку совершают оценивая состояние предпринимателя по совокупной стоимости акций компании, конечным бенефициаром которой он является. Пока бизнесмен будет продавать свою компанию, что бы получить эти миллиарды, компания почти обесценится. Так устроен рынок. 

Проще говоря, один парень обменял свою картину на 107 миллионов долларов другого парня, и вся эта история мало касается нас с вами. Почему они это делают? Это могли быть инвестиции, картину можно продать по более высокой цене, или фетиш, основанный на внутренней мотивации коллекционера (самооценка, страх смерти и желание прикоснуться к вечному или просто надо чем-то украсить кабинет). Воспринимая деньги как абсолют, мерило всего и вся, мы будет постоянно находиться в недоумении. Так что стоимость этой картины ничем не примечательная информация, ровно как вес картины или длина волны отраженного спектра света этой картины. 

18
0
апрель
2016

Нужно отделить некоторые слагаемые: краска, холст, линии, и понимание их.

Любой художник воспринимает эти слагаемые исходя из личных притязаний. Это относится к любому виду искусства вне времени. Так что Ньюман мог использовать и синий, и зеленый цвет и видеть в этом Богородицу или Иисуса. Но это совсем не значит, что любой наблюдатель должен видеть те же образы. 

Лично я в "Свете Анны" вижу лишь красную школьную доску. 

5
0
показать ещё 3 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта