Если ребенок понимает русский язык, но говорит только по-английски, нужно ли стараться, чтобы он говорил на двух языках?

380
2
0
2 декабря
15:30
декабрь
2015

Нисколько не споря с предыдущим автором, отвечу на другой аспект вопроса.

Вопрос довольно абстрактен - абстрактный ребенок абстрактного возраста находится в абстрактной ситуации. Поэтому ответ тоже будет абстрактным.

"Нужно ли стараться" - вопрос который, скорее, надо задать родителям. Нужно ли, чтобы ребенок говорил по-русски или нет? Если нужно, то стараться тоже нужно.

Вопрос, с кем он говорит на английском языке, сколько ему лет, где он живет и так далее.

Во-первых, освоение языка начинается с импрессивной стороны речи - проще говоря, с понимания. Эксплицитная сторона - говорение, письмо - уже следующий этап. Так что возможно всё ещё придёт "само" (тут тоже надо понимать, что это значит, что должен быть запрос на это говорение на языке).

Во-вторых, довольно часто причина такого "молчания" детей на одном из освоенных языков частично кроется в отсутствии у них т.н. Theory of mind (по-русски - "Теория психического" или "Внутренняя модель сознания другого"). Эта способность на определенном уровне приобретается в возрасте 3-4 лет, но только в более позднем возрасте - 5-6 лет - ребенку становится понятна идея о том, что один взрослый может владеть не одним языком, а множеством и использовать их в адекватных для этого ситуациях. До этого, как правило, ребёнок ассоциирует одного человека с одним языком, как правило, наиболее удобным для ребёнка (чаще всего - это тот язык, на котором общается среда вокруг ребёнка). Именно на это и нацелены разнообразные "занятия с носителями" - ребёнок знает, что с этим дядей/этой тётей можно разговаривать только на-английском (немецком, французском, филиппинском) и ему и в голову не приходит говорить с ним на другом языке (хотя понятно, что раз этот человек живёт в этой стране, то на каком-то уровне русский он тоже должен знать).

Всё вышесказанное применимо к здоровым детям с нормальными лингвистическими способностями. Все отклонения от нормы (в обе стороны) имеет смысл рассматривать пристально и индивидуально.

2
0
декабрь
2015

Смотря чего вы хотите этим добиться.

Принято считать, что билингвизм у детей способствует развитию когнитивных способностей, в частности, рабочей памяти и скорости переключения внимания. Однако данное убеждение базируется, как правило, на одном исследовании (достаточно дотошном, но все же), проделанном психологом Эллен Биалисток из Йоркского университета в Торонто годах эдак в двухтысячных.

Как выявило исследование лингвиста-невролога Ангелы де Брюйн, масштабы билингвистического преимущества до этого были ощутимо преувеличены; некоторые научные работы действительно демонстрируют наличие положительной корреляции, но ни о каком решительном и неоспоримом преимуществе билингвов речи не идет. Если вы хотите, чтобы ребенок стал умнее, лучше отдайте его на шахматы или на скрипку.

Но мы ведь учим языки совсем не для этого; знание языка помогает нам приблизиться к народу и социокультурной обстановке той или иной страны. Так что, если вы не хотите, чтобы ваш ребенок потерял связь с культурой России, то постарайтесь сделать так, чтобы он хотя бы изредка говорил на русском. А если вам не принципиально, то не напрягайте зазря дитё, пускай побегает :)

Ссылочка на статью: newyorker.com

1
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта