1383
3
0
1 декабря
23:19
январь
2016

Нам во ВГИКе мастер все четыре года повторял формулу: сценарий - это либо история, либо характер.

Если нет ни того, ни другого, а есть просто желание написать крутое кино "о любви" или "о преданности", то, скорее всего, все быстро заглохнет.

Например: в сериале Girls сюжета почти никакого нет - это обычная жизнь среднестатических двадцатипятилетних девушек из США - ни интриги, ни какой-то специальной сверхидеи. Но сериал классный за счет характеров - эта взбалмошная эгоистка, эта закопмлексованная контрол-фрик, и так далее.

И напротив, во многих голливудских фильмах - почему-то в голову пришел "Интерстеллар", но таких сотни - у героев нет какой-то ярко выраженной "самости" (или она сведена к одной фишке, об этом пишут во всех американских учебниках по сценарному мастерству - типа, хотите сделать вашего персонажа живым - придумайте ему страх, цель и причуду, что-то такое). Зато там есть захватывающий сюжет, неожиданные повороты, классная идея, которая очень логично поэтапно развивается.

Для начала нужно на чем-то зациклиться. То есть чтобы это прямо покоя не давало и зудило. Это может быть какая-то необычная ситуация, странный человек, даже абстрактная идея (но с абстрактной идеей будет сложнее, потому что сценарий - это действие, и без действия все может развалиться).

Если у вас есть характер главного героя, он будет вам подсказывать и даже диктовать развитие сюжета. Исходя из того, как может и как не может вести себя ваш герой, в каких ситуациях он будет чувствовать себя комфортно, а какие для него ужас и кошмар, преодоление (главное слово сценариста - КОНФЛИКТ) - можно построить историю, имея даже одну исходную сцену. И в зависимости от героя из одной и той же исходной точки могут получиться совершенно разные сценарии.

Если вы начинающий сценарист (ну и вообще, я вот всегда так делаю, и считаю, что это самое настоящее) удобно и здорово подсматривать характеры в жизни. То же касается и ситуций, из которых потом может вырасти история - слушайте людей, поглядывайте за ними, запоминайте, записывайте все интересное, что видите и слышите, это может неожиданно удачно вписаться куда-нибудь. Придуманный человек у вас, скорее всего, будет вести себя странно и подрывать доверие предполагаемого зрителя или читателя. А если вы пишете про лучшего друга, у которого есть энное количество любопытных для вас паттернов в поведении и заморочек - то шансы на создание достоверного персонажа увеличиваются. К тому же, вы будете относиться к нему с любовью)

Если есть готовая история (например, тоже из жизни), можно сверить ее с настольной книгой всех сценаристов - "Тысячеликий герой" Джозефа Кэмпбэла. Ставка на сюжет - прерогатива коммерческого кино, и тут важны правила, потому что рынок и бизнес не терпят никаких "я так вижу".

В "Тысячеликом герое" эти правила создания крепкого сюжета описаны классно и ненавязчиво, к тому же это не какая-то подозрительная новая теория от успешного чувака с модной прической, а вдумчивое культурологические исследование мифов, то есть как бы коллективного бессознательного, общей для всех системы символов.

Важно понимать, что это все "костыли" для будущего сценария - вы можете что-то выкинуть, что-то переделать под себя, не существует ничего абсолютного. Но общее понимание того, как строится сюжет, обязательно пригодится.

Каждая сцена должна быть абсолютно самостоятельной. В каждой сцене должны быть конфликты, перепетии (от счастья - к несчастью по Аристотелю) и какой-то интерес. Представьте, что по одной сцене будут судить о сценарии в целом. Не должно быть ничего проходного - ради информации, ради хронометража, ради того, что потом была вот эта охренительная сцена.

Это нудно и долго, иногда нужный ход не приходит неделями, лично я на этом всегда запарываюсь - терпения не хватает, но только так будет действительно круто.

И последнее: будьте внимательны к диалогам - есть множество отличных "болтливых" фильмов (весь Вуди Аллен, как минимум)), но для новичка велика вероятность пропасть в разговорах.

Кино - визуальное искусство. То, что может быть понятно без слов, из картинки - должно быть сделано без слов, должно быть выражено визуально, если только вы не ставите себе обратной цели. В таком случае - оттачивайте диалоги, не должно быть ни одного лишнего слова. В идеале - каждая фраза должна быть потенциальной цитатой.

27
1
январь
2016

Для начала первый сценарий надо просто написать. Как напишется, так и написать. Его можно дать почитать профессиональному сценаристу. Написание киносценария имеет свои ремесленные секреты.

Как режиссер по первому образованию, кратко поясню: киносценарий пишется только в настоящем времени, последовательно, то есть все события должны быть описаны в том порядке, в котором их увидит зритель, крайне простым языком, без "смеркалось-виднелось".

Можно попробовать так (чтобы "нащупать ремесло"): возьмите запись короткометражного игрового художественного фильма и запишите его сценарий, ставя запись на паузу. "Что вижу, то и пою", то есть - что видите и слышите в кадре, то и пишите. Обратите особое внимание на монтажные стыки, на места съемок (павильон, городская натура и т.п.).

Еще лучше: для начала "соберите фильм на бумаге" буквально. Сделайте таблицу. Столбцы:

- номер кадра (это кусок от монтажного стыка до следующего монтажного стыка),

- длительность в секундах,

- крупность плана (КР - крупный, СР - средний, ПНР - панорама),

- ЧТО в этом кадре видит зритель,

- ЧТО в этом кадре слышит зритель (диалоги, музыка, шумы),

- примечания (кто из актеров в этом кадре занят, описание костюмов и реквизита в этом кадре).

Не стоит сразу "собирать" полнометражный фильм. Запишите несколько минутных роликов, задавая элементарные темы: "Конфликт", "Встреча", "Любовь с первого взгляда" и т.п.

То есть - пишите, начиная с ремесленных законов, а "литературность" на ремесло "сама придет".

6
0
январь
2016

Главное - не следовать ничьим советам, включая этот. После первого обязательно должны быть второй и восемнадцатый сценарии. Понимание приходит во время работы, когда вы видите что с вашим сценарием стало (если вам повезло и его все же экранизировали). Если тема или сюжет волнуют не сильно дождитесь тех, что будут волновать.

0
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта