В Кремле и Белом доме давно поняли, как надо себя вести с социальным протестом, чтобы дело не дошло до политики. Сколько ни обращайся лидеры несистемной оппозиции к дальнобойщикам, помогут им все равно чиновники и единороссы – условия торга уже заложены в новые сборы.
Ситуацию стараются не перегревать, а для того чтобы было о чем переговариваться, начальные ставки завышаются. Для безубыточной для бюджета и для господина Ротенберга работы «Платона» хватит и тарифа рубль за километр. Но это нововведение все равно стало бы причиной протестов, с рубля падать уже некуда, а вот с трех с половиной – в самый раз. Вполне возможно, что уже сниженный на несколько месяцев до полутора рублей сбор зафиксируют на этой отметке, например, на год. Штраф за неуплату 450 тысяч рублей снижен до пяти тысяч – в 90 раз. Через некоторое время можно начать постепенное повышение, и его, скорее всего, будут воспринимать уже не так болезненно.
Если бы не прививка, недовольство могло бы уйти в политическую плоскость: нас не слушают вообще, значит, власть надо менять. В этой заданной схеме все должны остаться довольными: дальнобойщики, которым пошли навстречу, и государство, которое отстояло систему «Платон». Победу в этом случае, разумеется, одерживает власть, которая дала населению вволю повозмущаться и продемонстрировала свою чуткость.