Если реальность для каждого человека своя,в зависимости от его мировоззрения и ощущений,то можно ли сказать,что реальность субъективна?

1608
3
1
30 ноября
21:00
декабрь
2015

Неплохой подход к ответу на этот вопрос предложил Кант, разделив реальность на феноменальную и ноуменальную. То, что мы видим (то, что конструирует наш мозг на основе данных органов чувств), - это феноменальная реальность, в то время как та объективная реальность, которая, гипотетически, является источником наших ощущений - это ноуменальная реальность.

Если это так, то можно утверждать, что из этих двух только первая в полном смысле зависит от мировоззрения. Проблема в том, что про ноуменальную реальность мы ничего не узнаем с помощью органов чувств (даже не можем быть уверены, существует ли она, но всё же рациональнее считать, что она есть и, т.о., избегать солипсизма - см. thequestion.ru), и поэтому мы, фактически, живём именно в феноменальном мире, т.е. мире явлений. Так что в каком-то смысле можно сказать, что наша реальность субъективна.

Хорошей иллюстрацией этой проблемы может быть НЛО. Скажем, три человека увидели НЛО. Один из них был верующим, и он увидел то ли бесовские козни, то ли явление ангела. Другой был любителем историй про пришельцев и увидел космический корабль. А третий был учёным-"скептиком" и увидел, скажем, шаровую молнию.

Таким образом, есть факт, и этот факт состоит в появление НЕОПОЗНАННОГО летающего объекта, а есть три феноменальных мира: в одном ангел спустился с небес, и его явление верифицирует религиозную картину мира, в другой пришельцы посещают Землю и истина где-то рядом, а в третьем мы просто наблюдали некое редкое метеорологическое явление.

Станислав ПанинОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
12
1
декабрь
2015

По этому вопросу существует две крупных точки зрения. Одна из них начинается примерно с Декарта и является мэйнстримной в современной философии и дисциплинах вроде когнитивной науки. Согласно ей, существует непреодолимый разрыв между субъектом и миром объектов. Иногда это называют проблемой субъекта/объекта. Объективный мир дан субъекту исключительно опосредованно, в виде представления, поэтому каждый человек живет в своем личном мире. Если допустить существование других людей, то общий для них мир будет конструктом, созданным путем сопоставления личных миров каждого. Подобной точки зрения (условно назовем ее картезианской) придерживались многие значительные философы: Декарт, Кант, Рассел, Гуссерль, Сартр.

Картезианская точка зрения подверглась критике двух важнейших, на мой взгляд, философов 20 в. - Хайдеггера и Витгенштейна.

Хайдеггер разработал свою фундаментальную систему онтологии, деконструируя эту позицию (что он сам называл "деструкцией"). Например, согласно Хайдеггеру, бытие-в-себе вещи - более базовый уровень ее понимания, чем абстрактный анализ. Повседневные и привычные практики человека (бытие-в-мире) являются более базовыми и необходимы для раскрытия и познания мира. Если следовать мысли Хайдеггера, то общий мир всегда первичнее субъекта, потому что рефлексирующий, анализирующий, рациональный субъект при определенных условиях возникает только на основании бытия-с - привычного поведения вместе с другими сущностями характера Dasein.

Витгенштейн, если коротко, доказывает, что картезианская точка зрения имплицитно подразумевает возможность существования "личного языка" - языка, к которому субъект имеет привилегированный доступ и на котором в принципе может говорить о вещах, доступных только ему (например, о своих "личных ощущениях"). Путем анализа языка (язык это поведение, значения языка это его использование) и возможности означивания своих личных ощущений, Витгенштейн показывает логическую бессмысленность понятий личного языка и личных ощущений.

9
0
декабрь
2015

Есть такое философское течение, как соллипсизм, согласно которой в качестве единственной и несомненной реальности предстают лишь данные индивидуального сознания. То есть действительно существует только, что Я видел, Я чувствовал, о чём Я думаю. Соллипсизм отвергает объективную реальность и признаёт только субъективную.

Я не являюсь приверженцем этого течения, но сама идея о субъективной реальности звучит достаточно интересно)

3
17
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта