Как американским колонизаторам удалось сплавить культуры европейских мигрантов и выработать свою культуру и единый язык?

510
4
1
30 ноября
03:28
6 сентября
23:42

Хм, в ответах 2015 года забыли добавить один немаловажный фактор.

Вплоть до середины XIX века между европейскими иммигрантами не было ярко выраженных конфликтов, и они вполне органично консолидировались вокруг потомков англичан, потому что это были представители схожих по культуре, религии и языку наций. Англичане, голландцы, шведы, немцы - народы германского происхождения, и протестанты по вероисповеданию. Шотландцы - кельты, но большинство говорило на шотландском варианте английского, и тоже протестанты. Перечисленным этносам не составляло особой проблемы вписаться в формируемую на основе английской протестантской; в бытовом плане довольно близкой к северно- и западноевропейской у других германцев.  Мало кто знает, что большинство "белых американцев" потомки... немцев. Это были одни из самых примерных и неконфликтных приезжих. (При этом, однако, не особо жаловали потомков испанских колонистов, и мексиканцев, влившихся в состав жителей США из-за присоединения новых территорий. Про потомков африканских рабов можно не комментировать).

А вот как только, допустим, появились ирландцы, ситуция резко накалилась - см. "Банды Нью-Йорка". Англичане традиционно считали их практически унтерменшами. Католики, толком вначале не говорившие на английском. То же самое с итальянцами. Китайцам же вообще вскоре сказали от ворот поворот. 

Но только к тому времени общность "белых американцев", зацементированная на вышепомянутой основе уже, в целом, сформировалась, и какое-то время составляла большинство; вся власть находилась в их руках. Вновь прибывающим мигрантам разных наций (даже тем, кто для самозащиты создал успешные мафиозные группы) приходилось волей-неволей подстариваться под сложившуюся ситуацию, и принимать правила игры. Поскольку этот процесс довольно долго шёл успешно, появилась идеология "плавильного котла" (melting pot), про то, что эмигранты из разных стран "переплавляются" в единую американскую нацию. (Кто именно был  "правильными" американцами - см. выше, хотя открыто об этом и особо не говорилось). Но вот, с постепенным проникновением идей "политкорректности" демократизации расовых и межэтнических отношений, на смену "ПК" постепенно стала приходить концепция "салатницы" (salad bowl), где уже признавалась равноценность всех национальных культур, в т. ч. и тех, кто приедет позже. Т.е, как в салате есть много составляющих компонентов, так и американская нация и её культура состоят из множества разных, но уже не единого "сплава". Насколько правильной и успешной для дальнейшего развития США можно считать данную иделю - покажет время. 

16
0
ноябрь
2015

Ну вообще-то американский феномен не единичен: любой большой народ возникал на основе широкого этнического субстрата. Однако опыт США интересен, скажем так, технологичностью и тем, что синтез культур происходил (и до сих пор происходит) в легко обозримой исторической перспективе. Ответ на то, как это происходило, дал социолог Бенедикт Андерсон в книге "Воображаемые сообщества" (очень рекомендую). Если коротко: отцы-основатели США придерживались политики т.н. "культурного национализма", который уравнивал в правах все сословия и народы на базе одного языка, общей исторической памяти и места жительства. Это была весьма передовая и эффективная идеология. Ее практическое применение сформировало прообраз будущей американской нации в 13-ти британских колониях, получивших при Бенджамине Франклине независимость.

В 1910 году Теодор Рузвельт во время предвыборной кампании произнес речь, которая вошла в историю под названием "Новый национализм". Там были такие слова: "Практическое равенство возможностей для всех граждан, когда мы его добьемся, будет иметь два основополагающих результата. Во-первых, каждый человек получит реальный шанс полностью использовать все заложенные в нем возможности; добиться высшей степени успеха, к которому ему позволят прийти его личные способности, не подкрепляемые его собственными привилегиями и не сдерживаемые привилегиями других, и получить для себя и своей семьи, по сути, то, что он заработал. Во-вторых, равенство возможностей означает, что общество получит от каждого гражданина максимум того, что он в состоянии создать".

Другим эффективным инструментом объединения культур стало печатное слово. Проникновение технологий массовой печати в Новую Испанию позволило в период с 1691 по 1820 гг. частным лицам издавать не менее 2120 газет. Андерсон утверждает: "печать в [Северной] Америке в XVIII в. реально получила развитие лишь тогда, когда печатники открыли для себя новый источник дохода — газету. Открывая новые типографии, печатники всегда включали газету в перечень выпускаемой продукции и обычно были основными или даже единственными ее корреспондентами. Таким образом, печатник-журналист изначально был сугубо североамериканским феноменом. Поскольку главная проблема, с которой приходилось сталкиваться печатнику-журналисту, состояла в том, как добраться до читателей, сложился его союз с почтмейстером, притом настолько близкий, что каждый из них нередко превращался в другого. Таким образом, профессия печатника возникла как своего рода «ключ» к североамериканским коммуникациям и интеллектуальной жизни сообщества". Андерсон называет это явление "печатным капитализмом"и увязывает его с формированием представлений о национальном языке.

Думаю, мы также можем говорить о капитализме и в более широком смысле - как экономической доктрине. Одним из важных следствий развития капиталистических отношений стало появление железных дорог, которые не только значительно сократили время передвижения, но и длительное время были лучше развиты внутри страны, чем снаружи.

Таким образом, три фактора способствовали (и способствуют) интеграции разных культур в США (и не только в США): политический (реальное, а не декларируемое равенство всех жителей, воспринимаемых в качестве граждан), экономический (легкость ведения бизнеса, приводящая к естественному желанию людей интегрироваться на этой платформе) и культурный (желание общаться, что приводит к формированию национального языка).

11
0
ноябрь
2015

В продолжение к ответу от ALEXANDER VIKTOROVICН постараюсь развернуть:

Американская культура - это новая, основанная на духе первооткрывателя. Такая идея жила среди мигрантов из Европы. "Начать жить заново". Ранним поселенцам давали землю за их проживание (собственно как и при освоении Сибири). При более глубоком (от океана к центру материка) заселении была такая же политика. Тех первых поселенцев называли Фронтиры (Frontier) т.е. в смысле первооткрыватели новых земель.

Так, можно предположить, что переваривала "европейских" мигрантов как раз эта пропаганда, идея, в головах с которой жили, и та гордость за свою храбрость.

5
7
показать ещё 2 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта