Есть ли сейчас в русской литературе писатели и поэты, которые в будущем будут признаны наравне с Толстым, Буниным, Достоевским, а если нет, то почему?

3462
4
3
28 ноября
22:47
декабрь
2015

Что будет и чем сердце успокоится, к сожалению, ни один филолог вам не скажет, если только он не ясновидящий. Например, был такой современник Пушкина, Владимир Бенедиктов. Этот поэт при жизни был гораздо популярнее "нашего всего", его книжки расходились огромными тиражами. Но кто сейчас вспомнит его имя? А вот Пушкин у всех на устах.

Так что, конечно, никакой гарантии о будущем признании писателей дать нельзя. Но можно рассказать, кого из современных авторов уже сегодня изучают в школах и университетах. Это новые реалисты: Захар Прилепин (его книга "Обитель" признана грандиозным событием), Сергей Шаргунов (роман "1993" особенно хорош). Это авторы "женской" прозы, которая по силе ничуть не уступает мужской: Людмила Петрушевская ("Время ночь", "Новые Робинзоны"), Людмила Улицкая ("Казус Кукоцкого"). Авторы старшего поколения: Владимир Маканин, Валентин Распутин (уже признанный классик, который, к сожалению, не так давно умер).

В общем, талантливые и даже гениальные авторы сегодня, безусловно, есть. Другое дело, насколько они известны. Наверняка где-то тиражом в 100 книг издается некий шедевр, который автор просто не способен правильно продать. Так что кто будет признан — узнаем только лет через сто.

27
3
ноябрь
2015

Если этот вопрос возникает, то фигуры равной Достоевскому и Толстому совершенно точно нет. Величина таланта и значимость этих писателей была очевидна современникам. За каждым их словом, и художественным, и публицистическим следили, их ждали.

Сорокин, Пелевин... Представьте себе -- Толстого церковь объявляет вне церкви (анафема). И после этого прилагает массу усилий к примирению, вплоть до того, что священник находится неподалёку от умирающего -- вдруг всё-таки примиримся. Царская цензура запрещает печать произведений, но власть смотрит сквозь пальцы на нелегальную печать (у Толстого имелся и печатный станок) и распространение автором своих мыслей. Александр Александрович и Николай Александрович лично решают касающиеся Толстого вопросы.

"Два царя у нас: Николай II и Лев Толстой. Кто из них сильнее? Николай II ничего не может сделать с Толстым, не может поколебать его трон, тогда как Толстой несомненно колеблет трон Николая". A. C. Суворин. Дневник. 1901 г.

Сорокин, говорите? Толстого ждали и публиковали в Европе даже ранее, чем в России, а в России некоторые статьи публиковали в переводе с европейских источников -- это обход цензурного запрета такой был возможен. И, представьте, никто газеты не смел одернуть -- статья запрещена на русском, почему вы её переводите и печатаете как обзор иностранной прессы?!

Какой писатель пользуется таким авторитетом и кого настолько не смеют тронуть, пожелай он высказаться?

Другой вопрос, что, возможно, сейчас никого и слушать не станут, возможно, ценность слова вообще упала.

13
3
июнь
2016

Можно попробовать ответить на этот вопрос, опираясь на собственный вкус (кому Прилепин, кому Акунин; лично мне главным писателем современности кажется Крусанов).

Можно, как в ответах выше, попытаться оценить тех, кого уже внесли в школьную программу (но как внесли, так и вынесут).

Но штука в том, что новых Пушкиных и Толстых уже не будет, как не будет у человека других родителей. Писатели, которых мы сейчас называем великими - это те, кто фактически родил национальный русский язык и оформил наш образ мысли. Второй раз этот исторический этап мы не пройдем, значит, не появятся и писатели с подобным статусом

3
0
показать ещё 2 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта