Правда ли, что в основе потрясений в Германии в эпоху Реформации лежит страх населения перед концом света?

1151
2
1
28 ноября
21:33
февраль
2016

Причины социальных катаклизмов в Германии эпохи Реформации были более глубокими, чем ужас перед наступающим Апокалипсисом. Вместе с тем страх скорого Второго пришествия также был одним из факторов повлиявших на общественные настроения того времени.

В 1499 г. немецкий астроном и астролог Иоганн Штёфлер в своей работе «Almanach nova plurimis annis venturis inserentia» предсказал новый всемирный потоп. Он должен был произойти во время парада пяти планет в созвездии Рыб. Астролог рассчитал и точную дату конца света – 20 февраля 1524 г.

Позже, по приглашению герцога Вюртембергского Ульриха I, Штёфлер возглавил кафедру математики и астрономии в Тюбингенском университете. Среди его студентов был Филипп Меланхтон, будущий сподвижник Мартина Лютера. Однако сложно утверждать, что таким образом апокалиптические пророчества Штёфлера оказали влияние на идеи немецкой Реформации.

Вместе с тем события, происходившие в Германии в начале XVI в., способствовали популяризации среди населения мысли о скором Страшном суде. В 1500 г. в небе наблюдалась комета, которую традиционно расценили как предвестницу катаклизмов. Вслед за этим по Германии в течение нескольких лет прошёл целый ряд бедствий –массовый падёж крупного рогатого скота, неурожай вследствие нашествия гусениц, эпидемии бубонной чумы и сыпного тифа. Всё это расценивалось как божественная кара за людские грехи и предзнаменование скорого конца света.

Пророчества Штёфлера вызвали критику со стороны иерархов римско-католической церкви. Астроном Пауль из Мидделбурга, занимавший пост епископа Фоссомбронского, в конце 1523 г. опубликовал своё сочинение «Prognosticum», которое было адресовано папе Клименту VII. В нём учёный утверждал, что ни вселенского, ни частного потопа не произойдёт.

По мере приближения назначенной Штёфлером даты паника начала усиливаться. Одни люди запасались продуктами, другие уходили в горы. Некоторые в ожидании Апокалипсиса тратили всё своё имущество.

Представители знати стали строить деревянные ковчеги, надеясь спастись в них вместе с семьями. Одно из таких судов соорудил граф Игглхайм. Когда 20 февраля 1524 г. начался сильный дождь, толпы крестьян в ужасе бросились к его ковчегу, пытаясь попасть на него. Возникла давка, в ходе которой погибло более 100 человек, в том числе и сам граф.

Но конца света в этот день не произошло. Позже Штёфлер перенёс его дату на июнь 1525 г. Однако предсказания астролога вызывали уже значительно меньше доверия. Штёфлер пережил и вторую назначенную им дату Апокалипсиса. Он умер от чумы в Блаубойрене 16 февраля 1531 г.

Если говорить об истинных причинах немецкой Реформации, которые не связаны с эсхатологией, то среди них стоит выделить стремление светских князей и рыцарей к секуляризации церковных земель и желание горожан создать «дешёвую церковь», прекратить тяжёлые платежи папскому престолу, ликвидировать сословное духовенство и предоставить бюргерству прямое руководство деятельностью религиозных общин. Многочисленное крестьянство стремилось избавиться от феодальных повинностей и налогов светским и духовным владетелям. Кроме того, оказали своё влияние идеи эпохи Ренессанса, которые, утверждая индивидуальность и личную ответственность, давали критический взгляд на религиозную европейскую структуру того времени.

В таких условиях требовался лишь катализатор для запуска процесса переустройства всей страны. Им стало выступление Мартина Лютера с «95 тезисами» в Виттенберге 31 октября 1517 г., послужившее отправной точкой начала Реформации не только в Германии, но и во всей Европе. Фридрих Энгельс писал об этом событии: «Молния, которую метнул Лютер, попала в цель. Весь немецкий народ пришёл в движение».

Крестьяне Германии по-своему толковали концепцию религиозной Реформации. Они рассматривали её как призыв к широким социальным преобразованиям. Следствием этого стала радикализация реформационных идей среди сельского населения в дальнейшем послужившая толчком к Крестьянской войне 1524 – 1525 гг. В ходе неё распространялось множество разных пророчеств, которые носили хилиастический характер. Предсказывалось скорое установление земного тысячелетнего царства Христа, уничтожение несправедливости и угнетения. Сторонником этой идеи был один из руководителей Крестьянской войны проповедник Томас Мюнцер. В своих речах он говорил о скором Втором пришествии и новом божьем царстве на земле, призывал к установлению всеобщего равенства и общности имущества, выступал против роскоши. Светских и церковных феодалов Мюнцер называл врагами Христа. Несмотря на то, что его проповеди оказали большое влияние на настроения среди восставших, нельзя сказать, что именно они были главным источником социального взрыва. Причиной массового недовольства крестьян являлось их бесправное и бедственное положение, которое сложилось задолго до начала Реформации.

Идеи скорого крушения мира оставались популярными в Германии и в дальнейшем. Причём говорили о нём представители разных реформационных течений.

Анабаптистский проповедник Ханс Хат заявлял об Апокалипсисе, который должен произойти на Троицу 1528 г. Но сам он не дожил до названной им даты. Хат погиб в тюрьме Аугсбурга 6 декабря 1527 г. На следующий день его тело было сожжено по приговору городских властей.

Во Франкфурте-на-Майне лютеранский пастор Михаэль Штифель на основе нумерологических исследований Библии говорил о конце света, который наступит утром 19 октября 1533 г. Когда его предсказание не сбылось, он был заключён в тюрьму, где провёл около месяца.

В целом мысль о скором Страшном суде являлась следствием брожения умов в Германии накануне и в ходе Реформации. Под воздействием масштабных социальных потрясений эсхатологические идеи ещё более усиливались и распространялись среди религиозного населения, принимая различные формы. Но они не были причиной общественных процессов первой половины XVI в., которые имели другие истоки.

Вячеслав БабайцевОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
21
0
сентябрь
2016

Причины социальных катаклизмов в Германии эпохи Реформации были более глубокими, чем ужас перед наступающим Апокалипсисом. Вместе с тем страх скорого Второго пришествия также был одним из факторов повлиявших на общественные настроения того времени.

В 1499 г. немецкий астроном и астролог Иоганн Штёфлер в своей работе «Almanach nova plurimis annis venturis inserentia» предсказал новый всемирный потоп. Он должен был произойти во время парада пяти планет в созвездии Рыб. Астролог рассчитал и точную дату конца света – 20 февраля 1524 г.

Позже, по приглашению герцога Вюртембергского Ульриха I, Штёфлер возглавил кафедру математики и астрономии в Тюбингенском университете. Среди его студентов был Филипп Меланхтон, будущий сподвижник Мартина Лютера. Однако сложно утверждать, что таким образом апокалиптические пророчества Штёфлера оказали влияние на идеи немецкой Реформации.

Вместе с тем события, происходившие в Германии в начале XVI в., способствовали популяризации среди населения мысли о скором Страшном суде. В 1500 г. в небе наблюдалась комета, которую традиционно расценили как предвестницу катаклизмов. Вслед за этим по Германии в течение нескольких лет прошёл целый ряд бедствий –массовый падёж крупного рогатого скота, неурожай вследствие нашествия гусениц, эпидемии бубонной чумы и сыпного тифа. Всё это расценивалось как божественная кара за людские грехи и предзнаменование скорого конца света.

Пророчества Штёфлера вызвали критику со стороны иерархов римско-католической церкви. Астроном Пауль из Мидделбурга, занимавший пост епископа Фоссомбронского, в конце 1523 г. опубликовал своё сочинение «Prognosticum», которое было адресовано папе Клименту VII. В нём учёный утверждал, что ни вселенского, ни частного потопа не произойдёт.

По мере приближения назначенной Штёфлером даты паника начала усиливаться. Богатые люди стали строить деревянные ковчеги, надеясь спастись в них вместе с семьями. Одно из таких судов соорудил граф Игглхайм. Когда 20 февраля 1524 г. начался сильный дождь, толпы крестьян в ужасе бросились к его ковчегу, пытаясь попасть на него. Возникла давка, в ходе которой погибло более 100 человек, в том числе и сам граф.

Но конца света в этот день не произошло. Позже Штёфлер перенёс его дату на июнь 1525 г. Однако предсказания астролога вызывали уже значительно меньше доверия. Штёфлер пережил обе назначенные им даты Апокалипсиса. Он умер от чумы в Блаубойрене 16 февраля 1531 г.

Если говорить об истинных причинах немецкой Реформации, которые не связаны с эсхатологией, то среди них стоит выделить стремление светских князей и рыцарей к секуляризации церковных земель и желание горожан создать «дешёвую церковь», прекратить тяжёлые платежи папскому престолу, ликвидировать сословное духовенство и предоставить бюргерству прямое руководство деятельностью религиозных общин. Многочисленное крестьянство стремилось избавиться от феодальных повинностей и налогов светским и духовным владетелям. Кроме того, оказали своё влияние идеи эпохи Ренессанса, которые, утверждая индивидуальность и личную ответственность, давали критический взгляд на религиозную европейскую структуру того времени.

В таких условиях требовался лишь катализатор для запуска процесса переустройства всей страны. Им стало выступление Мартина Лютера с «95 тезисами» в Виттенберге 31 октября 1517 г., послужившее отправной точкой начала Реформации не только в Германии, но и во всей Европе. Фридрих Энгельс писал об этом событии: «Молния, которую метнул Лютер, попала в цель. Весь немецкий народ пришёл в движение».

Крестьяне Германии по-своему толковали концепцию религиозной Реформации. Они рассматривали её как призыв к широким социальным преобразованиям. Следствием этого стала радикализация реформационных идей среди сельского населения в дальнейшем послужившая толчком к Крестьянской войне 1524 – 1525 гг. В ходе неё распространялось множество разных пророчеств, которые носили хилиастический характер. Предсказывалось скорое установление земного тысячелетнего царства Христа, уничтожение несправедливости и угнетения. Сторонником этой идеи был один из руководителей Крестьянской войны проповедник Томас Мюнцер. В своих речах он говорил о скором Втором пришествии и новом божьем царстве на земле, призывал к установлению всеобщего равенства и общности имущества, выступал против роскоши. Светских и церковных феодалов Мюнцер называл врагами Христа. Несмотря на то, что его проповеди оказали большое влияние на настроения среди восставших, нельзя сказать, что именно они были главным источником социального взрыва. Причиной массового недовольства крестьян являлось их бесправное и бедственное положение, которое сложилось задолго до начала Реформации.

Идеи скорого крушения мира оставались популярными в Германии и в дальнейшем. Причём говорили о нём представители разных реформационных течений.

Анабаптистский проповедник Ханс Хат заявлял об Апокалипсисе, который должен произойти на Троицу 1528 г. Но сам он не дожил до названной им даты. Хат погиб в тюрьме Аугсбурга 6 декабря 1527 г. На следующий день его тело было сожжено по приговору городских властей.

Во Франкфурте-на-Майне лютеранский проповедник Михаэль Штифель на основе нумерологических исследований Библии говорил о конце света, который наступит утром 19 октября 1533 г. Когда его предсказание не сбылось, он был заключён в тюрьму, где провёл около месяца.

В целом мысль о скором Страшном суде являлась следствием брожения умов в Германии накануне и в ходе Реформации. Под воздействием масштабных социальных потрясений эсхатологические идеи ещё более усиливались и распространялись среди религиозного населения, принимая различные формы. Но они не были причиной общественных процессов первой половины XVI в., которые имели другие истоки.   

Вячеслав БабайцевОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
6
0
ноябрь
2015

Вот скорее наоборот, к первой половине XVI веку влияние католической церкви было сильно подорвано. Не исключаю, что свою роль сыграли и многочисленные несбывшиеся "концы света".

-1
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта