Как побороть прокрастинацию?

15429
2
1
27 ноября
22:10
май
2016

Прокрастинация – когда вы слышите это слово, в голове возникает не самое чёткое определение этого понятия, поэтому на вскидку, спросив пару друзей, не успевших заглянуть в википедию, чтобы узнать, что это, я услышал варианты, рознящиеся от «это же то состояние, когда тебе на всё наплевать» до «это просто лень так называется по-заморски!». Но, не смотря на то, что определение этому понятию найти сходу не так-то просто, все мы (в России уж точно!) страдаем от этого «недуга» - откладывания дел на потом! Именно это не очень продуктивное, но весьма популярное среди нас действие и обозначает это заумное слово. Психологи и эксперты даже хотят русифицировать научный термин ("прокрастинация" – калька с английского) и называть это явление человеческой природы «завтрачество» (да, да – не смейтесь), «переносительство», «напотомство», «промедление», или самый популярный и не вызывающий комичных ассоциаций вариант - «откладывание».

Феномен откладывания дел на потом, на последнюю секунду, знаком многим, особенно студентам с их вечными ночными марафонами перед сдачей дипломов и сессиями. Некоторые даже считают, что делать всё в последний момент – это продуктивно, но скорее всего эти люди просто любят «дефицит времени» (реально существующий психологический феномен) и работают в этих условиях нарочито хорошо. Но большинство людей прокрастинируют не от любви к выполнению заданий и работы в крайние сроки. Эта психологическая наклонность (не болезнь!) портит многое – начиная с тех же дипломных работ, которые зачастую становятся не оригинальными трудами, а умелым копированием с заменой нескольких слов. Но это ещё половина беды. Прокрастинируют не только студенты! Бизнесмены, врачи, менеджеры и даже психологи – этому подвержен любой человек вне зависимости от его пола, возраста и сферы деятельности. Это сказывается на качестве работы, которой занят прокрастинант. В запущенных случаях человек, откладывая всё на потом, просто не выполняет работы даже в крайний срок, считая что это уже не сделать за такое малое время. За этим следует недовольство начальства, окружающих и человека самим собой. Чаще всего подобное поведение называют обыкновенной ленью – но на самом деле ленивые люди не будут ощущать неудобства перед начальством за сорванные сроки, а прокрастинант будет. Так что если вы корите себя за то, что не сделали дело в назначенные сроки, и это доставило другим людям и вам самим неудобства – вы прокрастинируете, и сейчас мы разберёмся как побороть это порочную склонность.

Для начала нужно понимать, что психологи не могут сказать точно – из-за чего люди прокрастинируют (или «завтрачествуют», если угодно), существуют множество вариантов, и здесь мы не будем перечислять все теории (их вы можете найти в открытом доступе в сети), мы же будем разбираться как бороться с этим феноменом коллективного недуга, встречающегося так часто и приносящего столько бед.

Основные психологические концепции сходятся в одном – человеку откладывающему всё на завтра, срочно нужно узнать еще один термин: «тайм-менеджмент». Или – говоря по-русски – научиться управлять временем (звучит громко, но это не сложно). Человек по своей природе держит в своей голове тысячу и одно дело, и может быть и в состоянии понять, какое из них главное, а какое нет, но сумбурность мыслей и полное непонимание что, когда и во сколько делать (а главное – в каком порядке!) заставляет человека откладывать кучу дел на потом, пролистывая изображения котиков в интернете. И всё это из-за банальной неструктурированности целей, задач и времени!

Для победы над вечным отлагательством можно просто сесть и составить список ваших дел, а затем проранжировать их, присвоив каким-то уровень «очень важно», другим «средне», а третьим – «совсем не важно». Это уже может помочь вам, но лучше, если вы доведёте идею до конца – и составите расписание, что за чем и когда вы собираетесь сделать. Плюс, некоторые специалисты советуют обмануть мозг – и вставить в список ваших дел под марками «средняя важность» и «не важно» дела – которые на самом деле помогут вам продуктивно проводить время, а не лежать на боку, и отдыхая от «важных» вы будете делать что-то полезное (но если вы всё же очень устали – полежите, а затем беритесь за дела по составленному вами списку!). Простое планирование времени и чёткое понимание задач и целей (учёбы, работы, личной жизни) уже поможет вам вести себя более продуктивно и успевать всё во время.

Но даже составленный список дел, ранжирование их по важности и понимание того, когда вы их совершите, – не поможет вам без силы воли и желания измениться. Вы должны чего-то хотеть, у вас должна быть цель к которой вы стремитесь, и самое главное, вы должны хотеть достичь её, а не достигать её из под палки!

Тут психологи предлагают поступить следующим образом – если у вас лежит диплом, к которому вы не притронулись за два года ни разу, и он вам полностью не интересен (даже противен?), стоит задуматься - нужен ли он вам вообще!? Может быть ваше призвание не в этом, может быть, вы прекрасно печёте пироги? Я веду к мысли о том, что разнообразить вашу деятельность (и жизнь в целом) иногда помогает – на самом деле может оказаться что вы не прокрастинируете, а просто занимаетесь не тем в жизни, и соответственно делаете то, что вам не нравится, медленно и не охотно.

Запомните, прокрастинация – это не смертельно. Но она очень деструктивно сказывается на вашей работоспособности, личной жизни и вашей личности! Если вы хотите начать вершить дела вовремя и хорошо, узнайте, что это за дела (список важных и не очень задач и целей) и зафиксируйте, когда их нужно сделать. Ещё лучше будет держать мысль о том, что завершенные вовремя дела дадут вам в будущем (достижение цели, мотивация). Если вы абсолютно не мотивированы сделать что-то, то даже аккуратный список вам не поможет. Тогда меняйте сферу деятельности и интересов, и вы обязательно найдёте то, что вы не будете откладывать на потом. А когда найдёте, то наслаждайтесь этим делом, и об откладывании на завтра сможете забыть надолго (а может и навсегда?).

Если остались вопросы, рекомендуем пройти занятие у эксперта.

18
1
9 марта
15:36

У этого явления может быть куча причин  которые не устранишь списком дел, чашечкой кофе и отдыхом. Например разные физиологические сбои в организме, авитаминоз, депрессия, болезнь. Также зависит от психики человека. Я знаю несгибаемых людей которые делают что-то если нужно ни смотря ни на что. А есть люди настроения. Сила воли нужна. А бывает так, что есть проблемы поважнее и пока их не решить - остальное делать не хочется . В таких случаях может помочь поддержка близких, друзей. Мотивирующий пендель нужен, а не списки.

Владимиp MОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
0
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта