Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что нужно знать о литературной критике, чтобы разбираться в ней достаточно для поддержания светской беседы со студентками хорошего филфака?

ОбразованиеИскусство и культура+2
Даниил Чаптыков
  · 2,7 K
журналист, литературный и театральный критик  · 2 дек 2015

Неплохо бы знать, в чем разница между аллюзией и аллитерацией, метафорой и анафорой, перифразом и пересказом. Лиотар и литота, Деррида и деконструкция — кто это, что это? У кого умер Бог, а у кого — автор? Как «вышел» из гоголевской «Шинели» Достоевский, а как — Довлатов, чем структурализм отличается от постструктурализма (и где тут постмодернизм), а литература факта от факта биографии (и кто это все придумал). Удовольствие от текста не есть наслаждение от текста, а это принципиально? А Сонтаг или Зонтаг? Наконец, сколько же всего в русской литературе сегодня Толстых, а сколько — Цветковых. И при этом не путать поэтику с поэзией - с наскока, очевидно, тут все не одолеть, а универсального пособия не существует. Изучение даже «курса молодого бойца» (а это — следующий абзац) потребует больше времени, чем иной флирт на филфаке. Оно вам точно надо?

Тогда в первую очередь следует вооружиться «Словарем литературоведческих терминов» и справочником «Современное зарубежное литературоведение», а также познакомиться с «Поэтикой», например, Бориса Томашевского (а проштудировав одноименный труд Аристотеля и уяснив как минимум, что такое «мимесис» и «катарсис», можно блистать не только среди студентов-филологов, но и в более широких кругах не чуждых искусству людей). Совсем не лишне прочесть «Как сделана «Шинель» Гоголя» Бориса Эйхенбаума, «Гамбургский счет» Виктора Шкловского (как саму статью, так и, желательно, всю книгу) и разбор «Легкого дыхания» Бунина в VII главе «Психологии искусства» Льва Выготского. Осилив — дополнить, скажем, «Русским литературным постмодернизмом» Вячеслава Курицына (попутно выяснив, кем ему приходится Андрей Тургенев) и «Конспектом о кризисе» Александра Агеева (мимо его сборников «Голод» и «Газета. Глянец. Интернет» при случае не проходите). В качестве альтернативы можно взять легкоусвояемый «Словарь культуры XX века» Вадима Руднева или далеко не самую удобоваримую «Теорию литературы. Введение» Терри Иглтона. И помнить, что «Критика — это критики» - версия 2.0 этой книги Сергея Чупринина не так давно вышла из печати. Собственно, отслеживая публикации ее героев в СМИ, легко быть в курсе современного литературного процесса.

Если же со всем этим разбираться недосуг, смотрите, что и как пишут о книжных новинках Лев Данилкин в «Афише» и Галина Юзефович на «Медузе», в разделе «Литература» на Colta.ru и в «Частном корреспонденте», а также в обзорах «толстых» журналов («Журнальный зал» на russ.ru — ваш надежный гид, но есть и, скажем, этакий аккумулятор разрозненных критических статей — «Критика» на сайте «Лиterraтура» literratura.org). Своеобразная копилка публикаций о текущем литпроцессе — блог главного редактора «Нового мира» Андрея Василевского (в ЖЖ — avvas, в фейсбуке и так найти просто). Хорошо бы при этом еще и самому читать, причем, не только новинки, но и классику. Когда и на это времени нет, не поленитесь познакомиться с «Искусством рассуждать о книгах, которых вы не читали» Пьера Байяра и «Родной речью» Петра Вайля и Александра Гениса. В качестве радикального варианта - «Моя история русской литературы» Маруси Климовой и ее же история зарубежной литературы, как совсем уж лайт-версии - «Книгоедство» Александра Етоева плюс «Откровения молодого романиста» и «Внутренние рецензии» Уэмберто Эко. А «виньетки» Александра Жолковского — еще и прекрасное чтиво на ночь (возможно, от них и перейдете к его серьезным исследованиям). Пусть эти книги не раскроют всех нюансов ремесла, но изрядно расширят кругозор и научат или, по крайней мере, продемонстрируют, как вести разговор о литературе не «по учебнику», а имея и отстаивая свое собственное и, главное, обоснованное мнение. Что в критике ценится весьма и весьма.

Всё таки как можно узнать эти термины катроый вы упоминули нв верху в краткое время)

феминистка, преподавательница  · 1 дек 2015

почитайте лекции Владимира Набокова "Лекции по русской литературе", "Лекции по зарубежной литературе" - очень качественно и интересно, эти лекции он читал студентам в Штатах

Нужно прежде всего знать содержания самих произведений, чтобы понимать, о чем пишет автор.

Разницу между взглядами Писарева и Добролюбова на "Грозу" Островского, например, можно обсудить с филолошками.

Почитать - Шкловского, Набокова, Чуковского, посмотреть лекции Е.Вигдоровой на сайте arzamas.

Студентка Высшей Школы Экономики, направление -Филология  · 2 дек 2015

Советую почитать статьи и посмотреть видео-лекции на сайте arzamas.academy

Для поддержания светской беседы в столовой филфака точно хватит:)

Арзамас скорее пробуждает интерес к гуманитарному знанию вообще и даёт общее представление о какой-то частной... Читать дальше