Почему Э. Гофман в сказке "Щелкунчик и мышиный король" превратил принцессу Пирлипат именно в щелкунчика?

2206
2
0
27 ноября
00:31
ноябрь
2016

Трагикомическая история превращений во вставной сказке "Щелкунчика" -- развитие метафоры "пробовать на зуб" для отличения настоящего золота от поддельного: умение определять на вкус правильную вещь считалась в обыденной культуре признаком взрослого, в отличие от легковерия ребенка. Гофман, как и многие романтики, смеется над обыденным принижением детства: с такой точки зрения щелкунчик был бы лучшим ребенком. Орех Кракатук, спасающий принцессу, но губящий Дроссельмейера -- образ мудрости (китайские письмена как знак древнейшей мудрости), которая спасительна для женской непосредственности, но губит доверившегося ей мастера. Темы вечной женственности как мудрости и мастерства как невыносимой муки, требующей от мастера сражения со всемирным злом, станут нормативными в русском символизме, от Соловьева до Блока. 

17
0
ноябрь
2016

Принцесса Пирлипатхен родилась зубастой, сразу с двумя рядами жемчужных зубов (!), укусила отца за палец и вообще любила грызть. Эта особенность сохранилась и в превращенном состоянии. Как Вы помните, сказка представляет собой новеллу в новелле (излюбленная форма романтиков), здесь в историю о Щелкунчике и Мари включена история "О твердом орехе", как раз о Пирлипат. Через образ Щелкунчина Гофман показывает связь между двумя персонажами. Почему именно щелкунчик (а не какая-то другая кукла), сложно сказать. Могла ли оказаться на его месте другая игрушка?Может быть, могла бы. Но наверное, это персонаж, в котором, по мысли автора, лучше всего можно было совместить кукольное/сказочное и реальное.

0
1
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта