Алексей Цогоев
ноябрь 2015.
882

Что почитать о философии Витгенштейна, если первоисточники слишком сложны?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
2 ответа
Поделиться

В таких материях многое зависит от природы интереса вопрошающего — и к фигуре Витгенштейна, и к самой области в целом, как её ни определяй. Сколько-нибудь серьёзный разговор без чтения источников невозможен, и скорее неверно, что уклонение от “сложности” в пользу вторичной литературы чему-нибудь поспособствует. Но для голого вкусового ощущения может и не повредить.

Представление по верхам можно составить по неплохой обзорной статье в Стэнфордской онлайн-энциклопедии (stanford.edu англ.), там же есть библиография англоязычных книг от и про Витгенштейна. На русском языке доступна статья М.С. Козловой «Людвиг Витгенштейн» в первой книге сборника «Философы двадцатого века» под редакцией А.М. Руткевича. Ещё один вводный материал — аудиолекции Александра Грязнова, которые можно найти на ютубе.

Следующий уровень вовлечённости — то, что издано как «Лекции и беседы об эстетике, психологии и религии»: компиляция конспектов витгенштейновских лекций, составленная тремя его студентами. Затронутые в ней темы не так часто звучат в контексте разговоров, где фамилия Витгенштейна употребляется “к слову”, а не в центре обсуждения, и поэтому чтение «Лекций» выступит скорее шагом в сторону и очередным введением — однако, ценным.

И, наконец, основные первоисточники, в первую голову «Философские исследования» и «Трактат...». Большинство книг по философии могут представляться поначалу — да и не поначалу — трудными, но бежать всё равно некуда; так и должно быть. Философская работа представляет собой не только и не столько сборник плохо поданных тезисов, сколько определённый режим мышления, который — при должном старании — может быть реконструирован в сознании читателя. Браться за автора без готовности нырять за ним с головой — занятие, как мне представляется, лишённое всякого смысла.

10
-1

Хорошо сказано по поводу режима мышления. Выражаясь в контексте, необходимо усвоить очень специфические правила языковой игры, предлагаемой автором.

0
Ответить
Прокомментировать

Очень хороший вопрос.Сам нахожусь в похожем положении )) Делясь собственным опытом, могу сказать следующее: прежде всего надо читать биографические книги. Витгенштейн был необыкновенно интересной личностью. И, что очень важно, мыслителем совершенно особенного типа, для которого собственная жизнь (работа, общение и т.д.) была частью философствования и мерилом истинности разрабатываемых идей. Поэтому для понимания Витгенштейна его биография даёт очень много. Подробно биографию Витгенштейна изучает российский исследователь Руднев. Есть весьма содержательный анализ его пребывания в СССР от сразу нескольких авторов. Книга "Витгенштейн: человек и мыслитель" под редакцией того же Руднева содержит несколько биографических очерков, из которых наиболее интересным мне представляется очерк американского философа Уильяма Бартли. Там, например, можно найти подробный анализ его работы в сельской школе и значения этого периода для дальнейшей деятельности как философа.  Существует даже что-то вроде книжки о Вигенштейне для детей - Арменьо. "Носорог Витгенштейна". Мне эта книжка очень нравится. Но, конечно, в чтении всего этого будет немного смысла, если Вы прекратите попытки изучения самих работ философа. Да, его основные работы очень трудны для понимания, и я могу похвастаться лишь пониманием отдельных мыслей и фрагментов. Но есть ещё записки, посвященные иным вопросам: религии, классической музыке, истории австрийской культуры. Они совершенно понятны и многое дают для понимания личности и характера мышления Витгенштейна. И, конечно, через логико-философские  тексты тоже надо продираться, хоть и медленно, но всё же расширяя круг понимаемого. Времени тратишь много, но и удовольствие неописуемое.

Александр Штернотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
0
Прокомментировать
Ответить