314
1
0
26 ноября
02:46
ноябрь
2015

В буддизме просветление — это не что-то, чего у человека нет, и что он пытается получить, а то, что всегда у него было, но из-за загрязнений ума находится в закрытом состоянии.

Явления в мире по природе непостоянны (кшаникавада). Каждое явление в подходящее время переходит во что-то другое. Например, человек не может всегда только радоваться или только грустить. Даже само человеческое «Я» — непостоянно (анатмавада). Сейчас оно одно, в детстве оно было совсем другое. Оно изменяется каждое мгновение. Поэтому ум часто сравнивают с потоком или кинофильмом. В каждый момент — новая картинка в уме. Ум изначально чистый, но находясь в мире, ум привыкает, привязывается к каким-то вещам и начинает считать их хорошими. Когда эти вещи из-за природного непостоянства изменяются, ум реагирует неудовлетворенностью, тревогой, страхом, гневом — в буддизме это называется «дуккха», иногда переводится как «страдание» или «проблемы».

У всех явлений есть свои причины (пратитья-самутпада). Ничто не появляется само по себе. Всё существует или изменяется только в своих условиях. Всё в мире взаимосвязано. Если что-то в мире изменилось, значит и всё остальное тоже изменилось. Причина дуккхи — «тришна» или жажда, возникающая из-за привязанности ума к вещам. Эта жажда мешает уму быть чистым и свободным, но ум может освободиться.

Путь освобождения ума — это путь мудрости, нравственности и дисциплины (Восьмеричный Путь).

Буддисты-миряне прежде всего отказываются от пяти вещей:

1. Отказ от убийства существ.

2. Отказ от присвоения чужих вещей, воровства.

3. Отказ от прелюбодеяний, разврата.

4. Отказ от лжи.

5. Отказ от дурманящих веществ (наркотики, алкоголь и т.д.)

Буддисты-монахи отказываются от большего числа вещей, в разных школах — разные обеты. Например, есть свод обетов Виная, содержащий от 200 до 400 ограничений. При таком поведении создаются условия, при которых ум тренируется не быть привязанным к каким-то вещам и к неправильному пониманию себя. Путь просветления у каждого человека свой. Этот путь должен избегать крайностей, как в самоограничениях, так и в самоугождениях. Например, неправильным будет как обжорство, так и голодание. Правильным будет гармоничное питание для поддержания сил и здоровья. При следовании такому пути, впоследствии возникают условия для возникновения причин дальнейшего очищения ума. Можно сравнить с примером, когда человек плыл на перегруженной лодке, избавился от части груза и освободил силы для движения и освобождения от более тяжелых грузов. То есть, для начала, этих советов будет достаточно, а при их следованиям появятся кармические условия для развития практики.

Это буддийская позиция, сильно отличающаяся от понимания просветления в других религиях, а также немного различающаяся в разных школах внутри буддизма.

2
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта