Отличается ли преподавание математики в России и Европе?

242
1
0
25 ноября
11:13
январь
2016

Болонская система вообще значительно отличается от российской. Здесь следует оговориться, что нет единой европейской системы обучения математике - даже в одной Германии таких систем несколько.

Основное отличие болонской системы заключается в гораздо более свободном выборе курсов. Для первого-второго курсов ещё есть обязательные предметы, а дальше человек просто обязан набрать определённое количество "кредитов" за семестр. Поэтому, например, существуют двухфакультетные студенты: изучающие, скажем, Древний Восток и одновременно Скандинавистику (был у меня такой знакомый).

Соответственно, возрастает число курсов по выбору. Другой вопрос - а из чего выбирать. Таких монстров, как мехматы МГУ и СПбГУ, на которых профессоров столько, что исследования ведутся вообще во всех направлениях, в Европе не так уж и много (навскидку разве что Париж можно назвать, наверное). Поэтому идут те курсы, которые тот или иной профессор хочет прочитать. Разница в том, что если на мехмате, к примеру, это обычно 1-2 обязательных спецкурса, которые теряются на фоне основных курсов, то в европейских университетах занятия состоят почти полносьтю из них.

Второй важный момент - это система домашних заданий, зачётов и экзаменов. Если в России домашнее задание большинством преподавателей воспринимается как способ поднатаскать студента, а студент в большинстве случаев может спокойно забить на домашку и маяться в зачётную сессию, то в болонской системе каждое домашнее задание оценивается, и к экзамену допускаются лишь те студенты, кто набрал определённое количество баллов. Исключения возможны, но они редки. Это мотивирует и студентов учиться, и преподавателей основательно готовиться к занятиям. Если человек не справляется - может попробовать тот же курс в следующем семестре или году. Благо - относительно свободный выбор, см. выше. По моему опыту, на лекции даже по обязательным курсам обычно приходило что-то около половины записавшихся, а на экзамен - не больше трети.

Следует сказать, что для начальных курсов экзамены почти всегда письменные. Устные экзамены назначаются только для продвинутых курсов. Поскольку студентов на таких курсах по выбору обычно очень немного, то и дата приёма экзамена согласовывается каждым студентом индивидуально. По этой же причине нет билетов. Кроме самого экзаменатора всегда присутствует другой преподаватель, ведущий протокол и теоретически стоящий на стороне студента за студента. Протокол является официальным документом, с помощью которого студент может обжаловать оценку.

В целом, как инсайдер обеих систем, я больше предпочитаю европейскую. Что касается манеры преподавания - то я как-то переводил учебник Шаббата по ТФКП, чтобы можно было преподавать по нему немецким студентам. Шаблона нет, и можно спокойно перенимать хороший опыт российского преподавания.

1
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта