Возможно ли с помощью создания музеев современного искусства в провинции децентрализовать культурную гегемонию Москвы и Санкт-Петербурга?

1835
4
0
25 ноября
10:44
ноябрь
2015

В принципе, музеи современного искусства, которые появляются в провинции как макдональдсы, могут только образовательную роль играть. После революции в России огромное количество коллекций разделили и распределили по городам — так появились 2 000 музеев по всей стране. И выяснилось, что такой культурный макдональдс, в принципе, небесполезен, но только для детей — в учебных целях. Для того, чтобы музей — или любая другая культурная институция — помогал делу децентрализации, он должен быть уникальным. То есть если бы мы в Культурном альянсе вдруг предположили, что нам нужно 11 раз повторить пермский культурный проект, от этого децентрализация бы не случилась, просто Пермь укрепила бы свой столичный статус. Поэтому для каждого проекта мы искали какую-то уникальную ситуацию.

Музей — это, я бы сказал, самая простая форма. Музей хорош статичностью — она выгодно отличает его от, например, фестиваля. Приехали туристы в город через неделю после фестиваля и увидеть его могут только на фотографиях и в видео. А музей стоит — закончилась одна выставка, началась другая. Музей собирает вокруг себя какой-то актив, привлекает художественную среду, коллекционеров. Это хорошая форма, но не единственная. Например, в Будве мы выбрали форму арт-резиденции. В Самаре мы планировали заниматься превращением набережной в открытое для горожан культурное место.

Ошибка медведевской и козаковской децентрализации состоит в том, что они ее представляли как некую передачу полномочий из центра в регионы. Вот, условно говоря, у центра было много полномочий, а у регионов мало. Мы сейчас дадим регионам больше. Но это в любом случае — отношения центра и периферии. А настоящая децентрализация заключается в создании разных центров. В России примерно 20 городов, каждый из которых может претендовать на роль центра. Так вот, для того, чтобы им стать центрами, им нужно иметь свое собственное лицо. Например, Санкт-Петербург. Какую роль он мог бы играть для всех других российских городов? Нужно найти, чем он отличается от всех других столиц. Мы предлагали ему стать таким интерфейсом в Европу с культурными представительствами всех российских регионов, в которых проходили бы выставки региональных художников, какие-то еще культурные события. Иностранные туристы и профессионалы, приезжающие в Санкт-Петербург направлялись бы в эти посольства, находили в них что-то интересное для себя, а потом отправлялись бы в Пермь, Самару, Красноярск.

29
0
ноябрь
2015

Возможно. Но для того, чтобы создавать музеи современного искусства в провинции, оно там, на периферии, должно быть. Для этого требуются, во-первых, инструменты и средства. Мы живём не в Африке, и какие-никакие гитары и деньги у молодёжи есть по всем крупным городам. Так что с этим мы разобрались.

Во-вторых, это "площадки". Они нужны ещё для того, чтобы современное провинциальное искусство не оставалось в квартирах/интернете и не было представлено в формах, неинтересных молодому поколению. Галереи, репетиционные базы, студии, концертные площадки, современные библиотеки, регулярные фестивали и облегченные процедуры организации независимых мероприятий. Это всё очень востребовано было, есть и будет всегда. Творческие и инициативные люди потянутся туда уже в первую неделю, увидев долгожданную оффлайн-сцену. А вокруг этих "площадок" будут образовываться свои круги и сообщества, "лейблы" и "тусовки", иногда способные вдохновить людей, невидящих смысла в творчестве для самого себя. Посмотрите, вокруг только и делают, что создают и обновляют сервисы для размещения чего-то своего, будь то музыка, иллюстрации или просто-напросто объявления.

Так что, главное это не создание музеев, а создание и поддержка местных сообществ в городах со "своим собственным лицом", если цитировать Марата Гельмана.

9
0
ноябрь
2015

Музеев в провинции много. Несколько лет назад проект "Золотая карта России", хорошие альбомы, картины из провинциальных музеев, получил Госпремию. Музеев современного искусства, о которых вопрос, мало. Создавать их еще не время, надо посетителей готовить, об'яснять, рассказывать и показывать. Образовывать, одним словом.

1
0
показать ещё 2 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта