Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Кто из современных российских художников останется в истории?

Искусство и культура
Rita Kirpikova
  · 1,6 K
Первый
политтехнолог, галерист, принимал участие в избирательных кампаниях мэра Москвы...  · 25 нояб 2015

Странная формулировка вопроса, ну да ладно.

Есть разные истории искусства. Есть, конечно, мировая, а есть, например, история искусства города Будвы, история искусства города Перми. И внутри каждой есть условные 30-50 имен, потенциально попадающих в историю. Это зависит не только от того, насколько художник известен, но еще и от того, насколько он редок. Вот, например, приехал к нам сейчас сюда, в Черногорию, художник Дамир Муратов — он у себя в городе такой один. Примерно как Вася Слонов в Красноярске, такой гений места. Понятно, что в локальных историях имен они будут на вершине.

Вообще в истории каждая эпоха давала примерно 30-50 имен. Так было до конца ХХ-го века. Сейчас у нас есть электронные носители, интернет — это резко увеличивает возможность сохранения имен и произведений. Вспомните тома по истории искусств — каждый том описывает полвека: Франция, первая половина XIX-го века, Германия, вторая половина XVII-го. В ХХ-м веке периодизация изменилась — стали делить на десятилетия. И это порождает сомнения — куда, например, отнести прекрасного художника Никиту Алексеева, который записан в условный том «Художники 1980-х», если он до сих пор работает?

Период, о котором мы сегодня можем говорить более или менее четко, — это девяностые. Девяностые годы уже музеефицированы, уже есть какие-то исторические выставки, про них можно поговорить. Фамилий здесь много, назову тех, с кем мы работали: Дубоссарский и Виноградов, Валерий Кошляков, Авдей Тер-Оганьян, Олег Кулик, Александр Бренер, Боб Михайлов, Дмитрий Гутов, Александр Бродский Анатолий Осмоловский, Тимур Новиков, Александр Флоренский. Скорее всего, все же забыл кого-то. Девяностые были бурным временем, думаю, там было фамилий пятьдесят. Двухтысячные — пожиже, там, наверное, человек двадцать-тридцать наберется. Но при этом есть история искусства мировая, а есть локальные истории. И в мировую историю из наших пятидесяти художников войдут, может быть, человек пять.

Превращение художественного процесса в историю — тоже творческий процесс. Раньше музеи собирали только прошлое, а художник пытался угадать будущее. Сегодня у нас есть музеи современного искусства, которые представляют будущее в настоящем. Наверное, самый простой ответ на этот вопрос — попадут в историю те художники, работы которых попали в музеи современного искусства.