В чем суть идеи «сверхчеловека» Фридриха Ницше?

18247
4
1
24 ноября
21:06
апрель
2016

Для того чтобы понять идею о сверхчеловеке, для начала нужно рассмотреть другие термины из философии Ницше.

Фраза "Бог умер". Смысл этой фразы можно понимать по следующему. С приходом науки (во времена, которые жил Ницше), образ Бога теряет свою прежнюю силу и свой прежний смысл. И умер он в плане того, что для него нет места в умах людей, а не буквально. И к тому же прежнее место Бога претендует оставаться пустым, что порождает нигилизм.

Вечное возвращение. Идея вечного возвращения основывается на том, что человек проживает свою жизнь бесконечное количество раз. При том он проживает одну и ту же жизнь и не может ничего поменять. Эта идея носит скорее больше характер мысленного эксперимента, помогающего раскрыть идею о сверхчеловеке.

Сверхчеловек. Попробуем рассмотреть отношения этого термина с предыдущими и несколько цитат, через которые можно понять суть сверхчеловека. Прямых определений я, увы, не нашёл.

Вот что он говорит  по поводу "смерти Бога" : «Умерли все боги; теперь хотим, чтобы жил сверхчеловек – такова должна быть в великий полдень наша последняя воля». Идея о сверхчеловеке также противопоставляется идеи о коллективе, который также претендует занять то самое пустующее место. «Проповедники равенства! Бессильное безумие тирана вопиет в вас о "равенстве": так скрывается ваше сокровенное желание тирании за словами о добродетели!». 

Сверхчеловек не боится вечного возвращения. Всё что он говорит по этому поводу: «Так это была жизнь? Ну что ж! Ещё раз!». История про пастуха, которому змея заползла в глотку, также хорошо раскрывает эту сторону сверхчеловека: «И пастух откусил, как советовал ему крик мой; откусил голову змеи! Далеко отплюнул он ее - и вскочил на ноги. - Ни пастуха, ни человека, более предо мной стоял преображенный, просветленный, который смеялся!» (Здесь змея символизирует вечное возвращение. Подробнее об этом символе тут )

Вот ещё одна метафора из притчи о трёх превращениях духа(Прочитайте, она небольшая). Если вкратце, то первое превращение – это превращение из духа в верблюда, который хочет испытать тяжесть своей ноши (под этим подразумевается вечное возвращение). Второе превращение – превращения верблюда во льва, создающий себе свободу от старой морали и старых ценностей. Но лев ещё не способен создавать новые ценности. Всё что он может - расчистить поле для своего последующего и последнего превращения в ребёнка, который символизирует идею сверхчеловека - человека, стремящегося "созидать".

57
4
ноябрь
2016

Как уже правильно расписали в первом ответе, идея "Сверхчеловека" возникает у Ницше на фоне общего упадка европейской культуры (середины 19-го, начала 20-го века) и выражается данный упадок прежде всего в возникающем нигилизме, но не только - в искусстве, к примеру, проявляет себя явление Декаданса, своеобразного ретроградства, которое многими молодыми артистами в то время воспринималось как враг Нового искусства.

Для Ницше (Ницше сам не был нигилистом, ни в коем случае!) Сверхчеловек являет собой нравственный идеал человека который не инертен как "чернь", который "проявляет себя" и реализует свою "волю к власти", человека, мораль которого строится на его собственных воззрениях (очень похоже на автономию воли у Канта) и возвышенном духе его натуры. Говоря более конкретно, Сверхчеловек для Ницше есть тот самый выход из сложившейся культурной ситуации "восстания масс" и господства морали рабов - мстительной, изворотливой, основанной на злобе (по отношению к господину). Таким образом, Ницше переносит социальный и моральный идеал аристократа (греческого типа) в общую плоскость морали и властных отношений, не имеющих привязки к конкретному социальному классу (то есть Сверхчеловеком может стать каждый в отдельности, но не все вместе).

К слову, именно потому и некорректно называть Ницше нигилистом - нигилист есть тот, кто отрицает нормы и ценности культуры, при том ничего не создавая сам, оставаясь безыдейным. Ницше же поступает совершенно не так, проводя критику как сложившейся в культуре обстановки, так и самого нигилизма, и выдвигая новый идеал,  - идеал Сверхчеловека.

13
0
3 апреля
07:43

Фридрих Ницше - человек без сомнения не от мира сего. Многие его идеи носят максималистский характер. Сама по себе идея о сверхчеловеке, развитая и распространённая в трудах этого немецкого философа, говорит об определённом затухании веры в людях, из-за начавшегося стремительного развития технологий. Научившись обуздывать, использовать в свою пользу неподвластные ранее силы природы, люди возомнили о себе, что когда-то смогут составить конкуренцию высшей силе, сверхъестественным явлениям. Сам термин "сверхчеловек" описывает человека прямоходящего, который эволюционировал, совершил такой же скачок в развитии, который и сделал из обезьяны человека. И само собой развитие данной тематики и идеи наводит на мысль о том, что предела развитию человеческих способностей не существует. Занимательная, но достаточно пугающая идея, которая могла возникнуть только в голове человека, привыкшего возводить всё в абсолют. Делить людей грубо на две категории нужных/ненужных. В его трудах он так отзывался об исторических событиях:"Сама история не имеет других цветов, кроме черных и белых оттенков". Этой фразой он подразумевал, что всегда найдутся люди, смотрящие на одно и то же событие с диаметрально противоположных ракурсов. Принять его идеи, значит видеть за каждой возможностью, дверь в другой мир. Развитие человечества должно поставить своей первостепенной задачей развитие и взращивание сверхлюдей. Только это, по мнению Фридриха Ницше, является смыслом развития природы. То есть например представьте себе ситуацию, когда на планете останется например только лишь выжженная пустыня, а человечество отправится покорять звёзды. Так вот это, если следовать идеям о сверхчеловеке, простое действие, ну например, как научиться курить для обезьяны.

0
0
показать ещё 2 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта