Опять просят ответить на очень старый (на Кью) вопрос. Попробую.
Вопрос о лжи во имя блага очень древний. Об него сломано бесчисленное множество копий. Но решение не в самом вопросе. Оно глубже.
Правдивые и ложные утверждения - всего лишь слова, которые говорятся в том или ином случае, в той или иной ситуации. Во всех ситуациях у их участников есть свои цели, которые они достигают, либо пытаются достигнуть. Слова участников ситуаций являются одним из инструментов решения тех или иных проблем. Вот с точки зрения решения этих проблем и нужно рассматривать слова.
При этом нужно понимать, что сами по себе никакие слова правдивыми или ложными быть не могут. Ситуация всегда может быть несколько иной, чем это представляется её отдельным участникам. Пример Канта является прекрасной иллюстрацией. При встрече с убийцей человек не может с полной уверенностью утверждать, что его друг дома. Он там был некоторое время назад. Но где он теперь - неизвестно. Потому слова его не могут рассматриваться как безусловно истинные или безусловно ложные.
Затем. Какую цель преследует человек в данной ситуации? Указать убийце место нахождения друга или спасти друга? Подразумевается, что спасти. Но тогда достигнет ли он этой цели, сказав (предположив), что его друг дома? Нет. Убийца может возвратиться в дому друга в любой иной момент. Ясно, что и сказав о нахождении друга дома, он также этой цели не достигнет. Другими словами, проблема избавления друга от убийцы решена не будет в любом случае. А значит, кантовская интерпретация ситуации является исключительно умозрительной.
К слову сказать, многие моральные коллизии, очень острые и неразрешимые на умозрительном уровне, в реальной жизни являются частью решения конкретной проблемы. Например, должен ли врач лечить преступника, зная, что после излечения тот опять будет убивать? Можно даже острее: после излечения преступник обещал убить самого врача. Процесс излечения здесь есть инструмент в руках врача для решения проблемы избавления его от смерти. Сумеет ли врач им воспользоваться - вопрос иной. Не лечить в данном случае - не выход. Преступник может поправиться сам, либо придёт другой мстить за него. Жизнь показывает, что некоторые врачи сумели в процессе лечения изменить отношение к себе преступника. То есть решали и решили возникшую проблему, а не моральную дилемму.