Ответить
Sergei Antamanov
май 2015.
24437

Почему в ресторанах принято оставлять чаевые? Почему бы работодателю не оплачивать работу официанта самому?

Кафе и рестораныЭтикетЕдаОбщество
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
16
18 ответов
Поделиться

Для меня традиция оставлять чаевые - нелепый архаизм.

Во-первых, я люблю платить за услугу столько, сколько она стоит. Что значит "дайте ещё сверху сколько захотите"? И почему эти деньги идут только официанту? Так-то повар тоже старался. И уборщики привели зал в порядок. А ещё есть посудомойщики, администраторы, охранники - они все вносят вклад в хорошее обслуживание. Оплата их труда включена в стоимость услуги. Почему официант должен получать дополнительную прибавку?

Во-вторых, разве обслуживать клиента хорошо не является обязанностью официанта? А что тогда включено в "базовую комплетацию"? Меня не нужно обслуживать "супер хорошо", достаточно обслужить обыкновенно. Почему от людей других профессий качественное выполнение своих обязанностей принимается по-умолчанию, а для официанта хорошая работа - это бонус за дополнительную плату? И не надо говорить, что чаевые - это "просто благодарность" (просто благодарность - это "спасибо") или что работа официанта очень тяжёлая (обычная работа, я сама носила подносы - знаю, что ничего особо сложного здесь нет). Официант вкалывает не тяжелее, чем слесарь или нянечка в детском саду. А как насчёт учителей? Стресс, подготовка к урокам, проверка тетрадей. Почему бы учителям не оставлять чаевые?

В-третьих, "маленькая зарплата" - сомнительная причина. "Подайте из жалости"? У библиотекарей или почтальонов зарплата не больше, но чаевые им оставлять почему-то не принято. Разве это моя проблема, что работник принял невыгодные условия работодателя? Да и почему от клиента ожидают содействия, предварительно с ним об этом не договорившись? Чем реже посетители будут оставлять чаевые, тем меньше будут поддерживать странную систему найма работника, где он получает не равноценную оплату своего труда, а нечто похожее на милостыню.

В-четвёртых, официанты привыкают к дополнительному заработку, и начинают считать чаевые обязательными, хотеть всё больше и возмущаться, когда кто-то чаевых не оставил. (вот, зацените: muz4in.net) А клиент может элементарно не иметь мелкой купюры. Мне, вот, совсем не нравится испытывать чувство вины, если я оставляю мало (а вдруг сдача составит менее 10%?) или не оставляю вообще (я получила услугу и осталась ею удовлетворена, но в дополнительной оплате не вижу смысла). А если меня запомнят и в следующий раз плюнут в суп?

В общем, если я когда-нибудь открою ресторан, то распоряжусь писать в чеке что-то вроде "Не оставляйте, пожалуйста, чаевых, хорошее обслуживание - наша работа". По-моему, это честно по отношению и к клиенту, и к официанту. Надо выставлять адекватную цену за услугу, включая в неё стоимость работы персонала. Лучше платить на несколько рублей больше за каждое блюдо, чем чувствовать себя обязанной или виноватой.

Для меня "чаевые" - это "чуваки, вы создаете комфортную для меня атмосферу и мне будет очень жаль если вы схлопнитесь, но я не могу столько выпить, потому - вот денег сверху чека, чтобы работодатель и дальше мог экономить на вашей зп, а на сэкономленные прокачать заведение (а еще я друзей позову, вот они то закладывают нормально)"

Не знаю почему, но этот обычай зародился среди английской аристократии и впоследствии распространился по Европе и Америке.

Однако далеко не во всех странах принято давать чаевые, а в Китае и Японии это и вовсе могут посчитать оскорбительным.

На тему "Почему дают чаевые в США и чем это плохо?" есть замечательное видео "Why Tipping Should Be Banned" от канала CollegeHumor:

[Оригинал на английском]

youtube.com

[Закадровый перевод]

youtube.com

показать ещё 15 ответов